Чёрный фон с кристаллом

Советы кинопрофи: Как стать вторым режиссером

Советы кинопрофи: Как стать вторым режиссером

Второй режиссер – одна из тех профессий, обучиться которой можно по большей части, на съемочной площадке. По крайней мере так считает Екатерина Устихина, более 10 лет проработавшая в этой профессии. Тем не менее, именно Екатерина была одним из преподавателей Школы кино, которая обучала как раз специальности второго режиссера. Причем вполне успешно: большая часть выпускников уже успела поработать на съемках полнометражного фильма, а несколько студентов Устихиной начали работать и на других ее проектах. Об этом мы рассказывали здесь.

В своем интервью Екатерина Устихина рассказывает, как становятся вторым режиссером, кому это противопоказано и что второму режиссеру ни в коем случае нельзя делать.

Как стать вторым режиссером


– Я работаю вторым режиссером лет десять. Пришла работать в кино еще в 2002 или 2003-м, сначала работала «хлопушкой», немного реквизитором, ассистентом по массовке. Потом почти восемь лет проработала в администрации. Попала во вторые режиссеры случайно – подруга попросила подменить.

Это не творческая профессия


– Второй режиссер – это административная единица, в мои обязанности входит организация производства, и творческого в нашей профессии мало. На моей памяти было только одно грамотное перерождение из второго режиссера в режиссера, а в целом это так себе идея. Ты все равно подчиненное лицо, и какие-то творческие метания и поиски воплотить ты не сможешь. И лучше не пытаться: ты навредишь съемкам, фильму и режиссеру.

Суть работы второго режиссера заключается в грамотно и плодотворно проведенной подготовке. Плохо подготовленный фильм будет плохо снят – это закон. Считается, что кино рождается на площадке, но это не так, кино рожается в подготовке: кастинг, выбор объекта, создание календарно-производственного плана, выбор реквизита, массовки, грима и костюмов. Если ты что-то пропустил на подготовке, то сто процентов это всплывет на съемках.

Куда «расти» второму режиссеру?


– Если человек долго засиделся в профессии второго режиссера, то он перерос сам себя. Это трагедия, это сломанные людские судьбы. Кто-то пытается заняться режиссурой, но как я сказала, удачных примеров очень мало.

Я бы хотела уйти в продюсирование, потому что бегать по площадке бесконечно – невозможно. Конечно, иногда я беру проекты только на планирование без выхода на площадку, но это неправильно. Это не должно быть две единицы. Один человек должен вести и план, и площадку. Да, это тяжело физически, особенно если проект большой. Но правильно, когда все в одних руках. Сейчас начинают по западному образцу плодить специальности, их становится все больше, но по-моему, это не совсем правильно.

Важные качества второго режиссера


– Надо уметь держать баланс, чтобы тебя и не боялись, но при этом и слушались. Есть вторые режиссеры, которые только и делают что орут. Я сама проходила эту стадию, но поняла, что криком ничего не добьешься. Второй режиссер – стресс-менеджер, ты все время что-то спасаешь. Но если провел правильно подготовку, то все будет хорошо. Ты помогаешь режиссеру своими решениями снять кино.

Если нет усидчивости, логического мышления, наличия хоть каких-то математических мозгов, то делать в этой профессии нечего. Минимум творчества, максимум логики. Ты все время должен прогнозировать и страховать риски. Бесконечно решаешь проблемы, и в этом минимум творческой составляющей. Очень сложно этому научить в теории, в идеале должна быть стажировка, потому что все осваиваешь и понимаешь только на практике. Если выходишь вторым режиссером с нуля, то так или иначе ты завалишься. Да в общем-то и с имеющимся опытом каждый раз на каждом новом проекте тебе прилетают новые вызовы и надо учиться чему-то новому.

Что нельзя делать второму режиссеру?


– Будущие вторые режиссеры! Никогда не ругайтесь с операторской группой. Потому что чаще всего ты решаешь вопросы, которые связаны с работой операторской группы, чем с самим режиссером, и если что-то с ними не заладилось – это просто катастрофа.

 

Еще по теме

СК-Дайджест: Школа кино в 2023-м, новые фестивали и награды

Как попасть в кино: четыре истории выпускников Школы кино

Советы кинопрофи: Как стать редактором сценариев

РУБРИКИ

РУБРИКИ