Чёрный фон с кристаллом

Фильмы Свердловской киностудии, которым исполняется 40 и 30 лет в 2023 году

Фильмы Свердловской киностудии, которым исполняется 40 и 30 лет в 2023 году

Продолжаем рассказывать о картинах, которые отмечают круглые даты в 2023 году. Мы собрали как известные фильмы, так и уже забытые работы, которые, возможно интересно будет открыть для себя.

Первую часть обзора можно прочитать здесь.

40 лет/1983 год

Впереди океан


Классическая производственная драма о работниках БАМа, главной стройки на закате социалистической эпохи. Мини-сериал их трех эпизодов рассказывает о бригаде проходчиков, которой руководит жестокий и авторитетный Басаргин. Во время его отъезда в отпуск на участке происходит землетрясение…

Демидовы


Евстигнеев, Лазарев ст., Куравлев, Чурсина, Козаков, Видов – для своего исторического эпика о становлении династии Демидовых на Урале Режиссер Ярополк Лапшин собрал, как сегодня модно говорить, «дримкаст».

За два с половиной часа перед зрительскими глазами проносятся десятилетия, сменяются цари на российском престоле, а Демидовы превращаются из тульской мастеровой семьи в негласных владык Урала, искусных предпринимателей и жестоких тиранов.

За синими ночами


Производственная драма Ольгерда Воронцова на поверку оказалась историей о том, как эти самые производственные вопросы портят жизнь простым, а главное честным и принципиальным людям. Ради того, чтобы рабочие перенесли участок газопровода во время строительства, руководитель стройки сознательно идет на то, чтобы разрушить давние дружеские отношения и даже ставит под угрозу семейную жизнь.

Здесь твой фронт


На киностудии в свое время вышел не один фильм об «Уралмашзаводе». В обзоре картин-юбиляров за 2022 год мы уже вспоминали биографическую драму об основателе предприятия Александре Банникове «Тем, кто остается жить».

Эта картина по сценарию мастодонта «производственной драмы» Геннадия Бокарева рассказывает о работе предприятия уже в годы войны и подвиге рабочего Василия Маркелова.

Таежный моряк


Последний фильм режиссера Льва Мирского в чем-то перекликается с его дебютом – «Карьера Димы Горина». Все тот же любовный треугольник на фоне производственных задач: положительный герой с широкой душой, прижимистый начальник и милая романтичная девушка. Как будто и не было 20 лет между этими картинами.

35 лет/ 1988 год

Будни и праздники Серафимы Глюкиной


Апология бессребреничества по-советски: Серафима ютится в коммуналке, пока ее отец передает государству ценную коллекцию музыкальных инструментов. Спешно народившиеся социалистические коммерсанты пока еще робки и предпочитают пускаться в идеологические споры с главной героиней, но отсвет 1990-х уже можно разглядеть в их азартно горящих глазах.

Добавляет убедительности картине мощный актерский состав: Алиса Фрейндлих в главной роли, Вацлав Дворжечкий, Нина Ургант и вечно молодой Николай Еременко младший.

Во бору брусника


Двухсерийный фильм поставлен по мотивам двух повестей Леонида Фролова и буквально противопоставляет две эпохи: тяжелое, трагическое, но наполненное чувством единения послевоенной время и озлобленный, одинокий излет 1980-х и всей советской эпохи. Вернувшийся с фронта инвалидом Егоров теряет жену, тянет на себе четырех детей да и в итоге женится на невесте брата, которая не дождалась своего жениха. Полвека спустя старики решают навестить разлетевшихся по всей стране детей. Своих и приемных…

За кем замужем певица?

В целом, это типичная для советского кино 1980-х история о женщине в поисках. Только непонятно, что же она все-таки ищет: то ли себя, потому что когда-то бросила мечту ради профессии, то ли потерянный талант, то ли мужчину мечты, а может все вместе и ничего из этого. Остается только удивляться тому, как легко в СССР работница типографии может стать звездой, пусть и районного масштаба.

Когда наступит день


Беспросветная драма из жизни богемы. Главный герой – художник, который только что похоронил друга и сам попал в больницу. А там – несчастная травмированная балерина. Ухаживая за ней, герой внезапно начинает постигать смысл жизни…

Команда 33


Залихватская и немного абсурдистская комедия об армейских буднях. Как известно, кто в армии был, тот в цирке не смеется. И весь этот цирк сконцентрирован густо в пределах плацкартного вагона, который везет новоиспеченных призывников к месту службы с Урала на Дальний Восток. Сошлись в купе панк с колхозником, контрабанда алкоголем из вагона-ресторана и даже немного шуток про СПИД. Залихватское и не слишком правдоподобное кино, без которого, возможно, не было совсем уж отмороженного, но более культового «ДМБ».

Подданные революции


Старая шутка о том, кто в каком возрасте командовал полком, имеет под собой реальные корни, например, в лице Генриха Звейнека, который в 19 лет возглавил Инзенскую дивизию Красной армии. И погиб в боях буквально через полгода, став первым героем новой Советской России. Картина следует за его яркой и недолгой карьерой на поле боя и в личной жизни.

Серая мышь


Тот самый жанр, который привычно называют «чернухой» и который расцвел пышно как раз в конце 1980-х. Когда несколько лет спустя «чернуха» перебралась в повседневную жизнь почти каждого, то эти экранные ужасы уже перестали так пугать. Классика жанра – четыре опустившихся алкоголика, у кого-то за спиной карьера директора, у кого-то – лихая разгульная жизнь. И даже не подумаешь, что поставлен фильм по повести Виля Липатова, прославившегося когда-то похождениями неунывающего Аниськина.

Театральный сезон


Совершенно неожиданная роль Богдана Ступки, который будто вопреки своей колоритной статной внешности сыграл весьма посредственного что душой, что талантом актера из провинциального театра, который все никак не может уйти от жены к любовнице.

Я не люблю

Посвященный 50-летию со дня рождения Высоцкого фильм, в котором ушедшего актера и поэта вспоминают его современники.

30 лет/1993

И вечно возвращаться

Новый взгляд ан послевоенное время: история рассказывается от лица калмыцкого мальчика-сироты, которого не принимает озлобленное войной население, и Пчелки, парня не от мира сего, художника и мечтателя.

Макаров


Увешанная многочисленными фестивальными призами, но увы, не настолько любимая простым зрителем, как, например, «Зеркало для героя» того же Хотиненко. То ли метания поэта с «убойной» фамилией оказались не близки, а может слишком много стрельбы из реальных «макаровых» стояло на улице в тот год…

Мафия бессмертна


Кино-памятник эпохе нарождавшегося продюсерского кино: снять приключенческий триллер с международным сюжетом, не отъезжая на 20 километров от Екатеринбурга. Белый дом притворяется «американским небоскребом», Кольцово – безымянным московским аэропортом, а в закрытом санатории обосновались и логово мафии, и тибетский монастырь.

Многие обвиняют этот фильм в копировании американских боевиков, а как по нам – так тут больше от индийского кино. По крайней мере, танцуют тут чаще, чем стреляют.

Сыскное бюро «Феликс»

Сюжет в духе времени: отсидевший аспирант организует бюро по розыску домашних животных, которые сам же и крадет. Однако незамысловатый сценарий и ненапряжная игра актеров, которые тут исключительно ради гонораров (времена-то нелегкие) – и вот уже, пожалуйста, полное зрительское забвение.

«Ты есть…»


Крепкая мелодрама по сценарию Виктории Токаревой, главной «специалистке» по душевным метаниям советской женщины. Анна – мать-одиночка, которая не может понять, что ее сын стал взрослым, и уж тем более не хочет делить его с другой женщиной – его будущей женой, Ирой. Однако все меняет ДТП, после которого Ира оказывается прикована к постели, а ухаживать на за ней придется Анне…

Уснувший пассажир


Еще один жанровый эксперимент Ярополка Лапшина после боевика «Я объявляю вам войну». На сей раз перед нами вполне себе герметичный детектив, ограниченный стенами аэропорта где-то в Средней Азии, хотя на заднем плане и в интерьерах легко читается Кольцово. Сыщик-пенсионер застрял здесь на полпути в сказочный Таиланд, где живут его дети, унесенные ветром перемен из бывшего Союза. Вместе с ним в этом аэропорте – труп неизвестного голландца и таинственный убийца, которым может стать любой из пассажиров. Группу персонажей второго плана неожиданно возглавляет колоритная панк-группа, которая между делом устраивает в зале ожидания концерт.

20 лет/2003

Сель


Последний фильм Ярополка Лапшина. 

После сходя селя Ахмет теряет все, чем жил: дом, родных, друзей. Ему ничего не остается, как впервые в своей жизни поехать в далекий город, где живет его двоюродный брат. Неторопливое роуд-муви, в которой главный герой традиционно меняет всех, кого встретил на своем пути, и в итоге меняется сам.

15 лет/2008

Разрешите тебя… поцеловать


Довольно легкомысленная комедия об армейских буднях на излете «сытых нулевых». 

Прапорщик Власов, пережив сердечную травму, оказывается прикомандирован в женский батальон. Сразу вспоминается масса референсов от «Небесного тихохода» до «Одиноким предоставляется общежитие», и с первых титров невооруженным глазом виден свадебный финал. Тем интереснее, что история разрослась до франшизы из четырех картин, к которым правда, Свердловская киностудия уже не имела отношения.

Говорит Свердловск

Документальный фильм ученика Николая Коляды и ныне продюсера студии СТВ Александра Архипова, посвященный пребыванию Юрия Левитана в Свердловске во время войны. Или точнее, легендам, которые сложились об эвакуации в Свердловске. Действительно ли радиокомитет был перевезен на Урал и действительно ли Левитан зачитывал свои сводки здесь? Кажется, даже специальный фильм не дал точного ответа.

Еще по теме:

Свердловская киностудия отметила свое 80-летие

Самые веселые истории от экскурсоводов Свердловской киностудии

Фильмы, которые снимали на Урале зимой

 

РУБРИКИ

РУБРИКИ