Дневники Третьего фестиваля «Одна шестая». День первый
Рассказываем, как прошел в Екатеринбурге Третий евразийский фестиваль дебютного кино во всех подробностях.
Более 20 фильмов со всего мира в конкурсной программе, еще столько же во внеконкурсных программах, шесть киноплощадок в Екатеринбурге и три в Свердловской области. А также лекции, мастер-классы, круглые столы, творческие встречи с актерами и режиссерами. И все это бесплатно, главное успеть зарегистрироваться здесь и прийти вовремя.
А мы рассказываем о каждом дне фестиваля во всех подробностях.
Первые показы стартовали 2 августа в Доме кино и на Свердловской киностудии.
Мария Готлиб, куратор документальной программы «Одной шестой», представила первый фильм конкурсной программы – дебютную полнометражную неигровою картину иранской режиссерки Маржан Хошрави «Реквием по племени».
– До этого фильма Маржан была довольно успешным режиссером короткометражного кино как игрового, так и документального. Я надеюсь, что несмотря на что у нас разница в восприятии, в менталитете, истории, это кино отзовется в ваших душах, вы почувствуете симпатию к героине, к ее истории, действиям. Надеюсь, фильм оставит хорошее впечатление и повод для обсуждения, – отметила Готлиб перед началом показа.
На экране упрямая старуха из почти исчезнувшего кочевого племени бахтиари, прокаленная иранским солнцем, которая и отару из 40 овец в одиночку пасет, и на многочисленную семьи приготовит шашлыка. Последнее ее желание – отправиться по тому же маршруту, которым кочевали и она сама в детстве, и ее предки. Однако у большого семейства, состоящего из десятка разновозрастных мужиков, другие планы – перевезти мать в город, якобы для отдыха. Хотя, наблюдая за тем, как героиня одна прибирает за своими многочисленными сыновьями, понимаешь, что и в городе отдыхать ей не придется.
Параллельно на Свердловской киностудии стартовал показ документального фильма «Алексей Балабанов. Послесловие», созданный на основе двух его последних интервью. К слову, на прошлом фестивале тоже вспомнили режиссера, который когда-то начинал свой творческий путь именно на Свердловской киностудии, показав его дебютные короткометражки.
Первый фильм игрового конкурса представил бессменный программный директор «Одной Шестой» Егор Москвитин – сербская драма «78 дней», снятая на VHS-камеру следит за внезапно быстрым взрослением трех сестер в Сербии на фоне НАТОвских бомбардировок.
– Это очень сильный, пронзительный, пугающий и честный фильм. Обычно такое кино ставят на последний день фестиваля, когда зрителю с помощью кинематографа напоминают о реальности напомнить, а не отвлекают от нее с помощью темноты и белого экрана. Но мы решили, что зритель в Екатеринбурге – опытный, и можно начать с потрясения. Этот фильм – дебют сербской постановщицы Эмилии Гашек, которая решила вспомнить свое детство, одним из ключевых событий которого были как раз эти 78 дней бомбардировок.
То, что документальный фильм может быть интересным, смешным или неожиданно трогательным, постоянным зрителям «Одной шестой» объяснять не нужно. Именно таким, с сильным эмоциональным флером и мощной ностальгической волной стал фильм «ЮДИ» томского документалиста Максима Башорина, в котором мы следим за историей успеха и жизнью после него участников известного некогда танцевального проекта из того же Томска.
– Я знаю героев с самого детства, и к тому моменту, когда они выступили на «Минуте славы» я за ними следил. Я понял, что никто до сих пор не снял про них фильм и решил исправить эту ошибку. Этот фильм больше про мотивацию, вдохновение и тягу к творчеству, – сказал перед показом режиссер.
Если «Алексей Балабанов. Послесловие» стал рифмой к фестивалю прошлого года, то к «ЮДИ» есть рифма во внеконкурсной программе нынешнего киносмотра – это фильм свердловской киностудии «Нелюбимка», который так же исследует непростую тему успеха, путей к нему и возможной жизни после него на примере группы NILETTO. Увидеть новый док киностудии можно 3 августа в «Парк Хаусе», регистрация по ссылке.
В Большом павильоне Свердловской киностудии в рамках программы «Юбилей дебютов» тем временем на борьбу с нечистью вышел «Ночной дозор», проложивший дорогу фэнтези на большой экран и к кассовым сборам. В конкурсной программе «Одной шестой» тоже есть интересный образчик фэнтези, рассказывающий о буднях обычного тувинского шамана в современном городе. Тут в одном кадре древние демоны смерти, табуны лошадей и подержанные иномарки, родовые проклятия и смартфоны. Показ пройдет 7 августа, регистрация здесь.
Завершился первый фестивальный день показом подростковой драмы «Лапин», которая стала дебютом сразу для двух режиссеров – Аси Олешкевич и Влада Краснослободцева. Картину представили Егор Москвитин и юный актер Михаил Иванов, который сыграл свою первую главную роль.
– «Лапин», как и все фильмы в этом конкурсе, рассказывает историю о том, как пространство определяет судьбу тех, кто это пространство населяет. Еще внезапно в нашем кино изменились отношения между поколениями, если раньше молодые герои хотели отделиться от родителей, сепарироваться через конфликт, бросить вызов, то сегодня чаще видим фильмы где два поколения объединяются друг с другом, чтобы совместно решать задачи. Это такая новая особенность российского кино последних двух лет, – предварил показ Москвитин.
– Пробы были долгие, я проходил их пять раз: сначала был тур в Москве, потом два в Петербурге, потом снова в Москве. И только после пятых проб меня утвердили.
Мы с режиссерами, наверное, месяц работали над моим персонажем, думали, какой он будет, разбирали сцены с его участием, разбирали его внутренний мир, его отношения со всеми другими персонажами в истории, – рассказал Михаил Иванов о своей подготовке к роли.
«Лапин» тоже продолжил фестивальную традицию «Одной шестой» – истории о современных школьниках, начатые когда-то «Страной Саша» и продолженную «Адой». Слоняющиеся в поисках себя по пересеченной провинциальной местности старшеклассники, словно вышли из пальто «Курьера», а Лапин даже скорее выбежал. Беги, Лапин, беги.
А еще интересно почитать
Дневники Второго фестиваля «Одна шестая»
Мария Готлиб о том, почему зритель боится документального кино