Дневники Третьего фестиваля «Одна шестая». День третий
Если вы думаете, что после торжественной церемонии открытия участники фестиваля взяли передышку и провели следующий день без особых нагрузок, то вы ошибаетесь. Рассказываем о самом обширном фестивальном дне – 4 августа, когда показы шли на шести площадках одновременно и не только в Екатеринбурге, но и в Свердловской области.
Для самых сильных духом и не желающих проводить утро воскресенья за неспешной чашечкой чая-кофе – творческая встреча с актером Михаилом Тройником. В прошлом году фильм с его участием «Папаша в бегах» открывал киносмотр, в этом – артист стал членом жюри игрового конкурса.
К слову, актер может присоединиться к фестивалю и в третий раз, уже в качестве конкурсанта. По крайней мере, мысли о режиссерском дебюте он озвучил:
– Я снял короткий метр в рамках учебы. Этот этюд взяли на фестиваль в Ханты-Мансийске «Дух огня», и нам пришлось доводить его до ума, чтобы был профессиональный звук, цветокоррекция, я делал это на свои деньги. Оказалось это сложнее, чем я себе представлял - довести до ума фильм. Мне нравится придумывать идею, собирать команду. Но вот как раскадровать сцену, придумать эти монтажные склейки – это для меня очень интеллектуальная работа, она меня утомляет. Я поймал себя на мысли, что надо уметь в голове конструировать целый мир, и это другое чем актерская профессия.
В полдень стартовали конкурсные показы, причем что в игровом, что в неигровом конкурсе были представлены иранские картины.
История «Я, Марьям, дети и еще 26 человек», наверное, самый теплый и душевный фильм фестиваля, отсылающий к прошлогоднему «Отпуску по-корейски», истории о том, что себя и смысл жизни можно обрести в любом возрасте и за любым делом. Вот и неопределенного возраста одинокая женщина Махбубе сдает свой дом под съемки, однако вместе с проблемами в виде не очень аккуратных киношников получает и новый взгляд на жизнь.
Док «Врата сна» напротив идет по суровой и жесткой правде жизни, рассказывая о непростой службе женского батальона в Сирии, который сражается с террористами. Режиссерка Негин Ахмади на протяжении пятнадцати лет следила с помощью своей камеры за участницами этого подразделения, чтобы сложить грустную и щемящую историю о том, куда может завести путь насилия.
На открытой площадке в парке Маяковского начались показы детской программы. Зрители могли увидеть и легендарного «Алешу Поповича и Тугарина змея», отмечающего в этом году 20-летие, и современные зарубежные мультфильмы, и новые анимационные короткометражки Свердловской киностудии «Красный» и «Друг для пираньи». А кроме того сотрудники экскурсионного отдела помогли преобразиться всем желающим на специальном мастер-классе «Грим в кино».
В Большом павильоне Свердловской киностудии продолжилась программа показов фильмов о фильме. В этот раз зрители могли увидеть процесс создания военного эпика «Воздух», сериалов «Союз спасения. Время гнева» и конечно, прогремевшего «Слова пацана. Кровь на асфальте». Режиссером последнего дока стала Анна Веселова, которая недавно завершила для Свердловской киностудии короткометражный док «Небо для Сережи». Кроме того, Анна стала участницей Сценарной лаборатории на «Одной шестой» уже с игровой работой.
– Мне всегда казалось, что фильмы о фильме смотрят только киношники, которым интересно, что происходит на чужой кухне. Но здорово, что и обычные зрители интересуются изнанкой киношной жизни и тем, какие трудности мы переживаем. Для меня это волнительный день потому что я показываю кино в Екатеринбурге, моем любимом и родном городе, мне очень важно, как вы примете это кино, – сказала Анна Веселова перед началом показа.
По словам режиссера, поскольку бэкстейджа сериала практически не было, а фильм выпустить надо было, то пришлось «что-то придумывать».
В Доме кино тем временем зрители увидели, пожалуй, самый странный и спорный фильм фестиваля – «Мох», главный герой которого живет на полузаброшенном дачном участке, завешивает стены дома еловыми ветками, обнимается с деревьями и шьет себе простынь из мха. Еще отказывается встраиваться в обычную жизнь, живя на отцовские деньги и воруя овощи у соседей. В ходе обсуждения, которое оказалось длиннее 52-минутной картины, режиссер Никита Миклушов признался, что образ главного героя частично списан с него:
– Вот это лесное собирательство, единение с природой со мной связано, у меня был период такого увлечения природой, я был вдохновлен пространством леса, – рассказал режиссер.
Документальная программа представила фильм про людей, которые напротив преодолевают каждый день главную трудность своей жизни – слепоту. Герои фильма «Открыть глаза» в прямом смысле герои: семейная пара, оба незрячие, но оба с высшим образованием, занимающиеся любимым делом, а главное – счастливые родители зрячей девочки.
По словам режиссера Надежды Сысоновой, сначала она написала сценарий игрового фильма о слепом экскурсоводе, а потом выяснилось, что такой существует на самом деле. Таким образом появился замысел дока, над которым она работала больше двух лет.
К слову, это единственный док на фестивале, в котором есть модная в сегодняшнем игровом кино сцена после титров.
– У меня были проблемы при съемках: Алексей (главный герой фильма) очень долго не пускал домой съемочную группу, несмотря на наше общение, он очень долго не разрешал снимать у себя дома. Первая съемка состоялась, когда ребенку полтора года. При том что как гость я могла приходить. Я стала снимать их поездки потому что это тоже какой-то быт, – рассказала режиссер
В кинотеатре «Пассаж» состоялся предпремьерный показ семейного фильма «Мой дикий друг». Картину представила Юлия Александрова, сыгравшая одну из ролей, и продюсер Григорий Подземельный, который вот тут уже рассказывал, как проходили съемки. Отметим, что в работе приняла участие и Свердловская киностудия. Картина выйдет в прокат 8 августа.
По сюжету, семиклассник Саша Мельников спасает в лесу лисенка и приносит его домой. Юлия Александрова на этой волне сама вспомнила, как в детстве приносила в дом животных.
– Мне повезло с мамой, она тоже любит животных. Я приносила кошек, собак, мышей каких-то однажды ужа поймала. Лишай был стригучий в детстве, потому что кошку принесла. Это моя регулярная история. Даже сейчас говорю своей дочери, Вере: «Давай заведем гуся», а она мне отвечает: «Ну мама, какой гусь!».
Конкурсная программа завершилась показом документальной картины «Мы втроем» о православной семье, которая усыновляет мальчика-аутиста вопреки мнению окружающих. Картину представила израильская режиссер Хеня Бродбекер.
Игровую картину из Монголии «Город ветра» о молодом шамане представил Егор Москвитин, после чего сразу же отправился выступать на лекции о трендах современных кинофестивалей. Среди прочих речь, конечно, зашла и об «Одной шестой», главная сила которого, по мнению Москвитина, в открытости и демократичности.
– Чтобы все могли приходить, смотреть кино, общаться, дебютировать, учиться, и в этом наше конкурентное преимущество, которое становится заметным, в этом году больше талантов, критиков, зрителей. И надеюсь, таким образом, мы со временем реализуемся как фестиваль фестивалей, – отметил программный директор.
Примерно как раз в это время фестиваль «Одна шестая» выбрался за пределы Екатеринбурга. В полном зале городского дома культуры Верхнего Тагила свой эмоциональный и ностальгический док «ЮДИ. Танец в темноте» представил режиссер Максим Башорин.
Что еще посмотреть и почитать
Где увидеть онлайн фильмы Второго фестиваля «Одна шестая»
Как в Тюмени снять большое кино с московской звездой
Продюсер «Любовь-морковь» и «Зори здесь тихие» снимает на Урале семейное кино