Чёрный фон с кристаллом

Топ самых экзотических фильмов Свердловской киностудии

Топ самых экзотических фильмов Свердловской киностудии

Рассказываем о фильмах Свердловской киностудии, снятых в самых необычных уголках России.

Есть такой стереотип, что Свердловская киностудия снимала кино только про суровый Урал и заводской быт. Разумеется, это не так: в фильмографии кинокомпании есть и мюзиклы, и военные фильмы, и фантастика. А есть ряд картин, снятых совсем уж в экзотических краях, как например, новый фильм Свердловской киностудии «Она тебя любит, съемки которого проходят в ямальской тундре. О работе над этой картиной можно узнать тут, а мы расскажем о других экзотических работах.

Сон в начале тумана


Один из постоянных режиссеров киностудии Барас Халзанов привнес своими работами неожиданный для уральского кино восточный колорит: уроженец Бурятии часто снимал картины о своей родине и, можно сказать, открыл этот край для киностудии и зрителей – «Последний угон», «В ночь лунного затмения», «60 беглецов».

Последний его фильм, рассказывающий о судьбе канадского моряка, который после кораблекрушения попал в чукотскую семью, в соответствии с буквой сценария был снят действительно на Чукотке. К сожалению, суровые условия подорвали здоровье режиссера, и после завершения натурных съемок он скоропостижно скончался.

Груз 300


Горячая тема Афганской войны и ее последствий не обошла стороной и режиссеров Свердловской киностудии. Но если Ярополк Лапшин в фильме «Я объявляю вам войну» отправил воевать бывшего «афганца» с городской мафией на натуре и в помещениях Свердловска, то Георгий Кузнецов, отметившийся несколькими боевиками, сам отправился в Среднюю Азию (Узбекскую и Туркменскую республики), где воспроизвел афганский колорит с пустынями, кишлаками и душманами.

По сюжету, моджахеды под руководством западных инструкторов устраивают засаду колонне советских войск.

Пора таежного подснежника


Ярополк Лапшин впрочем тоже отправлялся за красивым кадром в дальние края: съемки его дебютного фильма прошли весной 1958 года в Бурятии. Картина о неожиданном любовном треугольнике – бурятская крестьянка Дынсема, ее муж-белогвардеец и отважный красавец-красноармеец – который сильно приправили классовой борьбой и революцией, снимали в Улан-Удэ, возле монгольской границы, а также в построенных на берегу Селенги декорациях.

Картина получила несколько премий и дипломов на Всесоюзном фестивале в Минске.

Тучи покидают небо


Свердловская киностудия освоила и дагестанские локации, сняв первый фильм в этом крае при участии местных актеров. Сюжет также рассказывал о столкновении «старого и нового», злых богачей и молодых революционеров, приправляя социальный подтекст крутыми мелодраматическими поворотами вроде подмены младенцев или опасного соперничества двух женихов. Картину снимали девять месяцев, причем в Дагестане прошли не только натурные съемки в селе Куппа и ауле Тарки, но и павильонные, для которых приспособили помещения клуба рыбаков в Махачкале.

Журавлиная песнь


Наверное, сложно назвать Башкирию экзотическим краем, но и картина получилась непростая – на Свердловской киностудии замахнулись на целый фильм-балет. По основанному на башкирских легендах сюжету, юный пастух своей прекрасной игрой на курае приручил журавлей, да не простых, а превращающихся в девушек. Однако эту природную идиллию нарушил злодейский бай…

Кроме того, что картина стала первым (и увы, последним) фильмом-балетом киностудии, первым цветным фильмом, снимали ее три режиссера – классик советского кино Эдуард Пенцлин, молодой Олег Николаевский, а также балетмейстер Нина Анисимова. Натурные съемки проходили на реке Белая, почти в сотне километров от Уфы: сюда вывезли целую балетную труппу в восемьдесят человек и несколько недель перемещали с одной локации на другую.

Семен Дежнев


Мы уже не раз вспоминали этот исторический приключенческий фильм, основанный на биографии знаменитого путешественника, например, вот тут. Добавим только, что ради достоверности натуры киногруппа во главе с режиссером Николаем Гусаровым выезжала и в Магаданский край, и на Чукотку. Также съемки проходили в Пскове и на реке Чусовой, где построили крепость почти в натуральную величину.

Золотая баба


За красотами киногруппа уехала не так далеко от базы: съемки проходили в Тобольске и на пороге Ревун, что на реке Исеть, однако результат получился неожиданно экзотическим для тогдашнего советского кино. В кадре сошлись и петровские чиновники, и бунташные крестьяне, и таинственные вогулы, усеявшие леса самострелами и ямами-ловушками, и дозированная, но редкая в соцреализме мистика. Не без эротики тоже. Такое кино само по себе было залетным гостем на советских экранах, либо случайно прорвавшемся сквозь железный занавес, либо созданным вот так в обход цензуры в дремучих уральских лесах.

Что еще почитать об истории Свердловской киностудии

Первые фильмы Алексея Балабанова

Самые премированные фильмы Свердловской киностудии

Три кинолокации, о которых не расскажут на экскурсиях

РУБРИКИ

РУБРИКИ