Топ музыкальных фильмов Свердловской киностудии
В прокат вышел документально-музыкальный фильм «Нелюбимка», посвященный неожиданной популярности группы NILETTO и рассказывающий о том, как участники команды справляются с бременем славы и творческими кризисами. Узнать больше о фильме можно в профайле на сайте.
Док о музыкантах – история довольно редкая, так что мы сегодня вспомним все заметные картины Свердловской киностудии, где важную роль играет музыка – мюзиклы, истории о певцах и певицах, документальные картины.
Трембита
Классика советской оперетты, буквально годами не сходившая с подмостков, благополучно переехала на большой экран благодаря Свердловской киностудии и ее постоянному режиссеру Олегу Николаевскому. И тоже стала классикой уже киномюзикла наряду со «Свадьбой в Малиновке» и «Цирком»: тут и яркие музыкальные номера, и звездный актерский состав от Весника и Аросевой до юного Крамарова, и общее ощущение праздника жизни.
Сильва
Впрочем, чему удивляться, если история киностудии началась с экранизации оперетты. Много писать не будем, все кажется и без нас заучили, что картина снималась зимой 1943-го, в разгар войны, в ночное время, потому что днем электричество нужно было заводам, что несмотря на народную любовь картину критиковали за легкомысленность и использовали ее в качестве повода снять первого директора в 1949 году.
За кем замужем певица?
Нехитрый рецепт «Как стать звездой» по-советски: начать с самодеятельности и лучше если народного хора, тогда вас точно заприметит обаятельный дирижер и отправит на гастроли… по ближайшему району. Нет, на самом деле все серьезно: главная героиня давно работает в типографии и в целом не хотела круто менять свою судьбу, но против искусства не попрешь.
Настя и Егор
Очаровательный полудок Алексея Балабанова, в котором главные роли существуют (потому что невозможно сказать – играют) Настя Полева и Егор Белкин, легендарные уральские музыканты. Точнее, на момент съемок они еще не особо легендарные, каждый пытается продвинуть свою музыку. Но пока харизматичный и громкий Егор вместе с не менее ярким Александром Пантыкиным кричит со сцены о том, что «нам необходим контакт», задумчивая и интровертная Настя поет песни про себя, танцуя со шваброй. Ну потому что она подрабатывает уборщицей в ожидании своего звездного часа.
Как Балабанов снимал свои фильмы на Свердловской киностудии, мы вспоминали здесь.
Тот, кто с песней
Мы привыкли, что документальное кино – крайне серьезное и неторопливое. Этот фильм Владислава Тарика – прямое доказательство того, что можно снять уморительную документальную комедию. Камера пристально следит за «самодеятельным гением» Евгением Петровичем, который на пенсии открыл для себя увлекательное дело – клепать гимны для заводов и предприятий. Задолго до того, как на Руси появилась корпоративная культура, Евгений Петрович, не ведая того, уже был ее частью.
К слову, «Нелюбимка» тоже совсем не скучный, все как завещали классики дока.
Вечное движение
К вопросу о серьезном доке. Начинавшая на Свердловской киностудии документалистка Майя Меркель поставила эпический почти двухчасовой фильм об Игоре Моисееве и его легендарном танцевальном коллективе. Черно-белые кадры изнурительных репетиций, боли и слез сменяются открыточными цветными планами, где эти номера филигранно исполняются. Действительно документ, посвященный огромной и на сегодня почти забытой вехе в отечественной культуре.
Частушка ХХ век
Документалист Сергей Мирошниченко на лихой перестроечной волне отправляется исследовать самую горячую и провокационную стихию в народном музыкальном творчестве – частушку. Несмотря на разговоры о том, что современная культура ее практически похоронила, с экрана тем не менее звучат рифмованные под знакомый мотив и политические лозунги, и скабрезные анекдоты, слово дается и народникам из ДК в атласных рубашках, и городским сумасшедшим с гармошкой наперевес – ярко, живо, кипяще и даже немного дико. Но что поделать, время такое было.
Я не люблю
Образцовый док о Владимире Высоцком, посвященный его 50-летию. Тут и фрагменты интервью, и кадры из фильмов, и записи с подпольных и легальных концертов – прямо скажем на сегодня мы все это неоднократно видели в разной нарезке и в разной последовательности, но на момент выхода картины – 1988 год – это было живо и ново.
Цирк зажигает огни
И завершим наш обзор еще одним мюзиклом – очаровательный пустячок из жизни циркачей, в котором блистал не менее звездный состав, чем в «Трембите», от Гурченко до Этуша, к сожалению, быстро выветрился из людской памяти. А ведь там были и лихие трюки, и эффектные песни, и конкурентная борьба советского и заграничного цирка, и запретная любовь, но вот что-то где-то сработало не так. Исправьте ситуацию, пересмотрите этот фильм.
Что еще почитать о фильмах Свердловской киностудии
Первые отзывы блогеров и критиков на док о NILETTO «Нелюбимка»
Свердловская киностудия в 2023 году
Топ фильмов Свердловской киностудии о Великой Отечественной войне