Чёрный фон с кристаллом

Фильмы Свердловской киностудии, которым исполняется 40, 25 и 15 лет в 2024 году

Фильмы Свердловской киностудии, которым исполняется 40, 25 и 15 лет в 2024 году
Продолжаем рассказывать о наследии Свердловской киностудии.

  На 1980-е пришелся бум картин, снятых на Урале, причем разнообразие было не только количественное, но и качественное. Помимо привычных детективов, производственных картин и мелодрам, здесь начали снимать исторические боевики и даже фантастику.

 Картины, в 2024 году отметившие 50, 60 и 80 лет, мы вспоминали вот тут.

40 лет/1984

Один и без оружия


Холодно принятый в прокате, но со временем обросший культовым статусом детектив снимали два режиссера-дебютанта: Владимир Хотиненко и Павел Фаттахутдинов.

- Все были молодые, увлеченные, фонтанировали идеями, после у многих началась режиссерская карьера, как у Михаил Розенштейн, который у нас работал художником, Алексей Балабанов бегал у нас на посылках, и мы с Хотиненко его как-то проглядели, - рассказывал позднее Фаттахутдинов.

Продлись, продлись, очарованье



Мелодрама Ярополка Лапшина с Олегом Ефремовым, которую мы без вопросов включили в топ самых романтических фильмов Свердловской киностудии. Вот тут мы о нем и говорили подробно.

Семен Дежнев



Авантюрный исторический боевик Николая Гусарова, который притворяется байопиком исследователя Дальнего Востока, мы включили в топ исторических фильмов вот здесь. Напомним только, что это первая крупная роль Алексея Булдакова.

Дом на дюнах



Еще одна неожиданная история: экранизация рассказа Роберта Стивенсона, которого все конечно знают по «Острову сокровищ», но который не чурался и более загадочных, готичных историй, разворачивающихся на очередных Гримпинских трясинах.

Обитатели особняка, построенного на краю болота, все как один хранят какую-то страшную тайну и ожидают нападения неведомого врага.

Дорога к себе



Что можно ждать от мастодонта производственной драмы? Конечно, очередную производственную драму. Геннадий Бокарев написал историю выпускника, который ищет себя на всесоюзных стройках, а не в теплом доходном месте, пробитом по блату. И конечно, находит. В 1984 году такие чудеса случались.

Рябиновые ночи

Дебютный сценарий будущего режиссера-документалиста Ирины Васильевой чем-то напомнит один из главных мелодраматических советских хитов «Здравствуй и прощай»: та же надломленная деревенская семья, похожие городские соблазны, на которые «ведется» легкомысленный муж, та же терпеливая и мудрая жена.

Девочка из города



Мелодрама по одноимённой повести Любови Воронковой. Городская девочка-сирота во время войны случайно попадает в деревенскую семью и пытается привыкнуть к новой жизни.

Картина получила Приз общественного жюри на Всесоюзном кинофестивале в Минске.

35 лет/1989

Похищение чародея



Уникальный случай – фантастический триллер на Свердловской киностудии. Годом раньше, конечно, вышло «Зеркало для героя», но там было слишком много философии и авторского кино для обычного зрителя. А тут – все, что доктор прописал: пришельцы из будущего, загадочные гаджеты и прямое включение из Средневековья, из которого надо срочно извлечь древнерусского Леонардо да Винчи.

Транти-ванти



Просто хорошее кино о школьниках, которое немножко притворяется фантастикой. Все потому, что главный герой – первоклассник Егор – решил, что их новый сосед на самом деле пришелец. А он был просто студент-практикант.

Сувенир для прокурора



Пожалуй, главный «чернушный» фильм Свердловской киностудии: все по спешно нарождающемуся канону – коррумпированные партийные боссы, безжалостная мафия и одинокий обреченный правдоборец. Из неожиданного – музыкальные номера, которые роднят картину с модными тогда индийскими кинохитами, в исполнении Ларисы Долиной и Александра Серова.

Сверхмегапопулярный певец, к слову, по сюжету еще и работает на мафию, как выясняется. А кроме того картину показывали в стереоформате, хотя вроде никаких специально поставленных для этого сцен в ней не было.

То мужчина, то женщина



Несмотря на провокационное название, речь в нем идет об актрисе, которая так заигралась в спектакле в кавалергард-девицу Надежду Дурову, что переносится в ее эпоху – войны 1812 года. На самом деле или в богатом воображении – создатели решили не уточнять.

Поражение после победы

Неуживчивый боксер с непростым характером решает уйти из большого спорта, тем более, что тренеры и судьи поставили на нем крест. Что теперь делать? Да что угодно, хочешь, могилы копай, хочешь грузчиком работай, а хочешь – ввязывайся в сомнительные авантюры и темные делишки.

Охота на единорога



Интересно, что в один год киностудия выпустила два настолько разных фильма о Великой Отечественной войне. Картина Владимира Лаптева – образец подачи темы, отработанной годами и режиссерами: история несгибаемого советского летчика, которого немцы заставляют «работать» тренировочной мишенью для «люфтваффе».

Перед рассветом



А вот картина Ярополка Лапшина сделана уже в новом стиле, где встречаются разоблачительный пафос и желание говорить начистоту о канонизированных вроде бы событиях.

Суматоха первых дней войны сводит в стремительно расширяющимся немецком тылу принципиального лейтенанта НКВД (Евгений Миронов) и двух преступников, которых он конвоировал – один типичный блатной (классическая роль Александра Панратова-Черного с говорком и прибауточками), а второй – политический, осужденный по 58-ой статье (Валерий Рыжаков). Больше, чем с немцами, участники этой микрокоманды конфликтуют друг с другом.

Корова



Обычно про короткометражные мультфильмы в этом обзоре речи не идет. Но для первой работы великого Александра Петрова мы сделали исключение. Кроме того, это первый (и пока увы последний) фильм Свердловской киностудии, номинированный на премию «Оскар».

30 лет/1994 год

Сон в начале тумана

Последний фильм одного из постоянных режиссеров киностудии – Бараса Халзанова – вышел уже после его смерти и был посвящен его памяти. Картина основана на романе классика чукотской литературы Юрия Рэтхыу и рассказывает о канадском китобое, которого волей судьбы занесло в затерянную чукотскую деревушку.

25 лет/1999 год

Казачья быль

Даже не самая простая экономическая ситуация на киностудии не помешала корифею исторического боевика Николаю Гусарова выпустить еще одну картину про отважных казаков и коварных ногайских татар, которые делят между собой пояс с зашитыми в них царскими сокровищами. Картинку, конечно, не сравнить с предыдущими работами Гусарова, что по костюмам, что по трюкам, но азарт создателей и желание рассказать увлекательную историю – многое компенсируют.

20 лет/ 2004 год

Егерь



В новом веке киностудия сделала попытку прорваться в первые эшелоны нового российского кино с таежным триллером, где играли популярные телезвезды – Анна Большова, Игорь Лифанов и Андрей Федорцов – а также звучала музыка суперпопулярного «Сплина». Собственно, музыка и стала причиной одного из скандалов, связанных с фильмом: оказывается, создатели не урегулировали права с рок-группой.

Тем не менее «Егерь» относительно успешно зашел в тогдашний прокат, показывался по Первому и получал фестивальные награды (вот тут мы их считали).

К вам пришел ангел

В отличие от «Егеря», этот фильм до широкого проката не добрался, оставшись полулегендой нового российского кино: видели избранные, найти негде. Картина рассказывает об известном советском актере-каскадере Талгате Нигматулине, которого прославил боевик «Пираты ХХ века» и который стал жертвой таинственных сектантов.

15 лет/ 2009 год

История любви, или Новогодний розыгрыш



Аккуратная телевизионная мелодрама с Егором Бероевым и Мариной Дюжевой хитом показов не стала, но съемки его произвели фурор в новостной повестке Екатеринбурга. Бероев тогда находился в зените славы после успешного «Турецкого гамбита», так что его прогулка по магазинчикам и улицам уральской столицы (а фильм снимали по большей части на натуре) стала событием культурной жизни.

Что еще почитать о наследии Свердловской киностудии

Топ самых премированных фильмов Свердловской киностудии

Топ фильмов Свердловской киностудии о Великой отечественной

Фильмы-юбиляры Свердловской киностудии в 2023 году

РУБРИКИ

РУБРИКИ