Чёрный фон с кристаллом

Советы кинопрофи: как начать карьеру камерамена и что от него ждет оператор

Советы кинопрофи: как начать карьеру камерамена и что от него ждет оператор

Оператор Юлия Галочкина - один из востребованных специалистов в российском кино. В числе ее проектов: «Воздух», «Счастье в конверте», «Собирайся, поедем на праздник», «Семь ужинов», «Настя», «Мама навсегда» и другие. Кроме того в качестве преподавателя она выпустила курс камераменов в Школе кино Свердловской киностудии.

В интервью мы обсудили, что ждет оператор-постановщик от камерамена на площадке, как стать ассистентом оператора и при чем здесь предубеждения. 

Больше о Школе кино Свердловской киностудии можно по ссылке.

Как оператор-постановщик, что вы ждете на площадке от ассистента в первую очередь?

Камерамен – это соратник оператора, это не просто исполнитель, особенно, если вы давно работаете с тем или иным оператором-постановщиком. Это полноценная творческая единица, он может предлагать свои ракурсы, свои точки съемки, оптику. Если ассистент хорошо знает и понимает оператора, то чаще всего оператор ему доверяет. Конечно режиссер и оператор держат всю картину в голове целиком, тогда как камерамен не погружается так глубоко в подготовительный период, поэтому он не всегда может знать все нюансы.

Кстати о камере, остается еще мнение, что с такими нагрузками женщины не справятся, сможете его опровергнуть?

Прогресс не стоит на месте, сейчас оборудование в несколько раз легче, чем тогда, когда я начинала. Мой курс был первым потоком, куда набрали девушек, на нас еще смотрели косо, но мы прорвали эту плотину и доказали, что можем. Сейчас девчонки полноценно работают в индустрии, у многих, в хорошем смысле, узнаваемый почерк, многие мальчишки так не могут. В конце концов, 10-12 кг не такая большая тяжесть, если ты следишь за своей физической формой. История про слабый пол, кажется, осталась только в России, а за рубежом, например, много женщин-осветителей.

Что хорошая физическая подготовка необходима, нам говорил еще Вадим Иванович Юсов, наш мастер, он в свои 85 лет мог сделать упражнение, которое никто не мог из наших 20-летних мальчиков повторить.

Какие качества еще важны? Стрессоустойчивость?

Постоянное стремление к индивидуальному саморазвитию постоянный просмотр фильмов, картин, посещение выставок. Фактически человек всю жизнь должен воспитывать свою визуальную культуру. Кино это не работа – это стиль жизни.

Получается, для успешного сотрудничества оператора и ассистента необходимо, чтобы они как можно дольше работали вместе?

Конечно. В процессе вырабатывается негласный язык жестов, ассистент знает, какое видение у оператора, его любимые ракурсы или с какими объективами он чаще работает. Когда вы прошли процесс «притирки», понимаете друг друга, тогда эффективнее и проще работать. Важно думать в одном направлении.

У меня есть пул примерно из пяти камераменов, с которыми я постоянно работаю, это все мои люди, это же касается гафферов, дольщиков, фокус-пуллеров. Ты работаешь со своими не потому, что есть общие темы для разговора за обедом, а потому что это твоя личная подстраховка, ты можешь на них положиться. У вас одно понимание процесса, одни ценности в профессии, общий характер задач.

Для меня новый человек в команде чреват какими-то новыми проблемами, затяжками по времени на площадке. Когда я понимаю, как человек работает, я выстраиваю свою работу соответствующим образом, опираясь на его достоинства и учитывая его слабости.

В таком случае, как новичку попасть в профессию? С чего начать?

Сначала надо все равно появиться на площадке, быть не назойливым, но показать, что ты можешь быть полезным, чтобы оператор увидел, что ты хочешь это делать, чтобы глаз горел. Довольно тонкая грань, конечно, между назойливостью и желанием помочь.


Профессия ассистента оператора связана больше с творчеством или с техникой?

Камерамен, на мой взгляд, больше про творчество, но очень прочно подкрепленная знаниями технических устройств. В принципе сейчас наступило время, когда одна профессия может объединить очень много функционала, многое зависит от самого человека. Раньше с техникой больше работал второй оператор, сейчас это может камерамен. Но все зависит от ваших отношений с оператором-постановщиком. Если он понимает ваши силы и знает, что вы справитесь, то предоставит вам все возможности.

Куда дальше расти ассистенту оператора? Непременно ли надо становиться оператором-постановщиком?

Вопрос хороший, тут все зависит от личных амбиций и от того, насколько вы можете координировать съемочный процесс. Это разные направления. Камерамен выполняет четко свою задачу, у него нет той ответственности, которая лежит на операторе-постановщике. Это огромное количество людей и необходимость быстро принимать решения. Это смена, которая стоит 3-5 миллионов, и большая часть ответственности за срыв будет висеть именно на операторе-постановщике. Кому-то просто не нужен такой груз и ему вполне хватает своего участка работы.

Еще по теме

Советы кинопрофи: коммуникабельность и другие важные качества локейшн-менеджера

Как попасть в кино 2: реальные истории выпускников Школы кино

Культовый музыкант сыграет главную роль в новом фильме Свердловской киностудии

 

РУБРИКИ

РУБРИКИ