Чёрный фон с кристаллом

Код Екатеринбурга мы нашли, скоро покажем в кино

Код Екатеринбурга мы нашли, скоро покажем в кино

Работа над документальным альманахом «Код города» продолжается. У сталкеров состоялась вторая сессия, была отснята часть межновелльного пространства. Кроме того, они встретились с исследователями, которые работали над раскодированием Екатеринбурга, и обсудили, как городские коды и смыслы могут реализоваться в их новеллах.

Мы поговорили с исследователями Александром Новиковым и Егором Гаврилиным о том, как городские исследования могут интегрироваться в документальное кино.


– Особенность кинопроектов «Код города» состоит в том, что фильмы основаны не только на личных историях горожан, но и на научных исследованиях, которые вскрывают «код города», в данном случае – Екатеринбурга. Расскажите, как строится эта работа?

Егор Гаврилин: Работа по «раскодированию» началась за несколько месяцев до первой сессии кинолаборатории – еще в марте. Мы пошли в нескольких направлениях: провели 20 интервью с известными горожанами и лидерами мнений, каждое примерно по два часа. Опросили более четырехсот человек, жителей Екатеринбурга, региона, России и других стран – потому что нам были важны внутренний и внешний взгляд на город.

Александр Новиков: Кроме упомянутого Егором, мы изучали литературу о городе, городские сайты и самые разнообразные источники информации о Екатеринбурге. В конце июня, в первые дни кинолаборатории, мы провели воркшоп со сталкерами – они тоже важные участники исследования. Они искали и генерировали коды вместе с нами. «Код города» – это масштабное исследование, которое объединило огромное количество данных и тонких материй о Екатеринбурге: количественные и качественные исследования, кабинетное исследование, семиотический анализ городской среды, опыт людей, живущих здесь, историю города, разные практики жизни в города, то, как он устроен и как он говорит с горожанами. Мы анализировали все то, что влияет на логику и стихию жизни Екатеринбурга.

Конечно, такую работу не провести вдвоем, поэтому мне важно упомянуть всю нашу команду – это восемь человек. Дмитрий Соловьев работал над предыдущими частями кинопроекта в Ростове и Красноярске, вместе с нами разрабатывает методологию исследования. Трое сотрудников моей компании «Радость понимания» помогают систематизировать информацию. Антон Аверьянов – коллега Егора Гаврилина из агентства Fanatic – участвовал в воркшопе и теперь продолжает оттачивать с нами формулировки кодов. 

И, конечно, очень важно, что с нами  в команде Анна Селянина  -  «мама» кинопроекта «Код города».  Кстати, это забавная история, что мы встретились случайно, делая разные проекты с одинаковым названием: мы исследовали города, а они с Григорьевым закончили первый фильм про Первоуральск и искали исследователей для новых фильмов серии. Так и решили сотрудничать. Аня сама из Екатеринбурга и глубоко его знает, любит – и «влюбляет» в него нас...

– Ваша команда работала на картине «Напротив левого берега», где раскрывались коды Ростова-на-Дону. Есть разница между работой тогда и сейчас?

Е.Г.: Да, разница есть, и Екатеринбургу повезло быть уже четвертым городом проекта. Мы опираемся на свой опыт и постоянно дорабатываем методологию исследования. В Ростове оно было гораздо скромнее, хотя там также был и внешний взгляд на город, и воркшоп со сталкерами. Но команда наша была меньше и время на сбор информации было очень ограничено. В итоге в Ростове работой по тому, чтобы «не растерять крупицы найденных смыслов» во время съемок и монтажа, занимались режиссер Евгений Григорьев и продюсер Анна Селянина. В этот раз мы намного дольше присутствуем в процессе: не просто передаем найденную информацию режиссеру Ксении Охапкиной, но сопровождаем кинолабораторию на всех сессиях, проговариваем коды в каждой новелле.

А.Н. Да, для нас важно, что сталкеры в Екатеринбурге активно вовлечены в процесс осмысления результатов исследования и совмещают их с личным опытом. Они вместе с нами пришли к формулировке «сути» города, они её знают, и есть понимание, как в их историях будут отражаться найденные коды. Каждая новелла. с одной стороны, должна фиксировать узнаваемую городскую идентичность, а с другой – быть открытием для зрителя, потому что он эти вещи вроде бы и знал, но до этого не формулировал и не осознавал, насколько это типично, ценно и точно для Екатеринбурга.

– Как интегрируются эти смыслы в структуру новеллы? Какая механика? Вы говорите сталкеру: «В твоей новелле не хватает уральского духа, надо добавить»? Или как?

Е.Г.: Это очень сложный вопрос. Наши исследования написаны научным языком, а сталкеры и режиссер Ксения Охапкина должны перевести их на язык кино. Но такого словаря не существует, мы создаем его совместно в процессе работы. И это большой вопрос – в чем именно должны проявляться коды и как их использовать. Мы во время сессий обсуждаем это со сталкерами, это непрерывный процесс, который, видимо, будет длиться до финального монтажа, а может, и в кинотеатре продолжится, и уже сам зритель будет отвечать на этот вопрос.

А.Н.: Поскольку это не первый проект, когда результаты наших исследований используются в кино, мы уверены, что опыт нам поможет. Действительно, мы ни разу ещё не инвестировали столько сил в «перевод», создание методологии трансформации исследовательских данных в киноязык, их интеграцию в фильм. Это же не учебный фильм для социологов. Это кино для широкой зрительской аудитории, и людям должно быть интересно смотреть. Кино должно выражать город через визуальные образы. У меня есть ощущение, что так и получится, поскольку пока всё, что мы видели и слышали, кажется фантастически проницательным и важным.


Е.Г.: Еще один фактор, который надо учитывать, – это органичность. Мы не пытаемся навязать людям то, что им не нравится, не идем против их истории. Мы постоянно спрашиваем, согласны ли они с выводами исследования, чувствуют ли то же, что и мы. Только когда мы понимаем, что все это чувствуют, мы движемся дальше. Так же обстоит и с новеллами: ребята приносят истории, которые им дороги, а после начинается процесс «подкрутки» – мы обсуждаем, выражает ли эта история «суть» города, и если её автор согласен с нашими выводами, то он как-то эту новеллу дополняет.

– А давайте на конкретном примере. Мы писали про новеллу, действие которой происходит в стройотряде и на фестивале «Знаменка». Какие коды она отражает?

Е.Г. Светлана предложила эту идею изначально, ей было интересно явление стройотрядов, как люди к этому относятся, ей хотелось «освежить» отношение к ним. Когда мы разбирали коды города, то описали такую ценность как потребность выразить себя через творчество – она типична для Екатеринбурга.

Героиня пошла в стройотряд, чтобы выступить на сцене. Тяжелый труд для выражения себя – это ложится в код Екатеринбурга, это очень хорошая архетипическая история. То есть история о стройотрядах превратилась в историю о выражении себя через тяжелый труд. Коды помогают выбрать линию повествования, которая связана с «правилами жизни» в Екатеринбурге.

– Недавно закончилась вторая сессия «Кода города», можно подвести итоги. Видны ли перемены в сталкерах и их историях, приняли ли они вашу информацию?

Е.Г.: На сталкеров сейчас сваливается так много информации о создании кино, и тут еще мы такие занудные: «Вот результаты исследования – пользуйтесь». Для многих сам кинопроцесс – в новинку, и это создает большое напряжение. Но кажется, что с момента первой встречи, когда мы просто гуляли и ребята рассказывали про любимые места и представляли какие-то разрозненные взгляды на город, мы пришли к тому, что все находимся в одном информационном поле, в одной системе координат.

А.Н.: Хорошо, что сегодня у нас есть институция, которая правильно использует научные данные, хорошо, когда исследование не просто закончено, а превращается в кино, в книги. И для нас был особенный день в кинолаборатории, когда в главных выводах нашего исследования сталкеры узнали свой город и его «сущность», которая была до этого невидимой, непроявленной.

– Так в чем же все-таки суть Екатеринбурга?

А.Н.: У нас есть рабочая формулировка, но к премьере она может заиграть новыми граням, поэтому пока мы е не озвучим. Ну, и не хотелось бы спойлерить, важно, чтобы зритель в кинотеатре сам сделал открытие. Скажем лишь, что эта суть связана со способностью проектировать свое будущее и выражать это в деятельности, и в этом Екатеринбург — уникальный город России.


Еще по теме:

Банкет по-монастырски: Сталкеры «Кода города» рассказывают о приключениях на съемках

Опыт: Как успешно пройти питчинг в Министерстве культуры РФ

СК-Дайджест: Самые интересные новости уральского кино



РУБРИКИ

РУБРИКИ