Как снять кино и вернуть деньги: опыт Калининградской кинокомиссии
На фестивале «Одна шестая» Дмитрий Медведев, руководитель отдела кинематографии АНО «Фестивальная дирекция», поделился опытом работы Калининградской кинокомиссии – одной из самых старейших в России. Один из самых впечатляющих результатов, это конечно, сумма рибейтов, выплаченных регионом кинематографистам.
За пять лет были поддержаны 49 проектов, выплачены рибейтов на сумму более 300 миллионов рублей, при этом Калининградская область заработала более 1 миллиарда рублей.
Как правильно работать с кинокомиссией, чем вы можете заинтересовать регион и надо ли переписывать сценарий под реалии Калининграда – ответы в интервью с Дмитрием Медведевым.
На что обращают внимание при отборе заявок на поддержку того или иного проекта (статусность команды, сюжет, сроки производства, привязка к Калининграду)?
– Калининград – это регион, открытый для всех кинематографистов без исключения. Мы рады новым проектам, и наша кинокомиссия работает со всеми кинокомпаниями, заинтересованными в съемках у нас. В заявочные этапы (а их у нас в 2024 году целых три!) мы принимаем заявки от всех продакшенов, которые уведомили кинокомиссию о съемках за 30 дней до начала съемочного периода. Кинокомиссия обращает внимание на корректность оформления заявки, на соблюдение кинокомпанией налогового и трудового законодательства и, конечно же, оценивает творческую составляющую фильма. Все члены кинокомиссии выставляют каждому проекту оценку в конкурсных бюллетенях. Оценки суммируются, и мы узнаем итоговый результат для каждого фильма.
На какой стадии реализации должен быть проект: готовый сценарий, собрана команда, выделено финансирование?
– Фильм должен как минимум выйти из подготовительного периода. Это связано с тем, что продакшн уведомляет кинокомиссию за 30 дней до начала съемок в Калининграде. Это не такой большой срок. То есть у группы уже должны быть смета, сценарий, команда. Творцы уже должны принять окончательное решение о съемках в Калининграде, все «пристрелочные» и иные скауты в регионе должны быть пройдены. Это очень помогает кинокомпаниям получить рибейт в короткие сроки именно в тот год, в котором снимался фильм, или в начале следующего года.
Реальный пример – рибейт для сериала «По законам военного времени», который они получили у нас в мае этого года. От завершения съемок в регионе до получения денег прошло всего полгода. За это время команда успела завершить монтажно-тонировочный период, устроить премьерный показ на Первом канале и запустить деньги, полученные у нас, в новый проект.
Были ли случаи, когда кинокомиссия просила переписать сценарий под локации региона? Охотно ли на такое идут киногруппы?
– О таких случаях мне неизвестно. Лично я никого никогда не прошу ничего переписывать. Кинокомиссия не должна мешать творцам творить.
Есть ли смысл подаваться на поддержку независимым небольшим студиям с малыми и микробюджетами?
– Да. У нас есть успешный кейс, когда проект с микробюджетом получил рибейт. Это документальный фильм о первых переселенцах в Калининградскую область «Замурованная кукла». Сумма рибейта превысила чуть более 100 тысяч рублей. Однако радости продюсеров этой небольшой кинокомпании не было предела. Такая реакция дорогого стоит — рибейт был для ребят очень важен, им нужно было запускать следующий документальный проект. Учитывая, что всю процедуру получения рибейта от начала до конца прошел вместе со мной всего лишь один человек из их кинокомпании, они – идеальный пример того, что все возможно. Главное желание и усердие.
В 2024 году вышел фильм «Соло», который позиционируется как первый фильм снятый киношниками Калининграда? Почему только сейчас? Раньше не было такого запроса или кинокомиссия ориентирована на приезжие киногруппы?
– «Соло» – настоящий прецедент для нас. Кинематографисты Калининграда Ярослав Кардэлло и Евгений Контров пока что провели закрытый показ фильма «Соло». Ещё пройдет определенное время до его выхода на большие экраны и на VOD-сервисы. Я рассматриваю создание стопроцентно калининградского полнометражного игрового кино исключительно положительно. Это означает, что наши кинематографисты достигли высокого уровня и готовы браться за полные метры. Участие в фильме звезд национального уровня – ещё одно тому подтверждение.
В фильме снимались Сосо Павлиашвили, Александр Рапопорт, заслуженная артистка России Роза Хайруллина.
Фильм снимался полностью в Калининграде, и каждый может узнать знакомые локации. В отличие от других снятых у нас картин, «Соло» снят абсолютно достоверно и каждая локация фильма носит ее реальное название.
Большую часть работы над фильмом ребята провели сами. Это их частная инициатива. Кинокомиссия лишь согласовывала съемки на нескольких локациях по их обращениям. Запрос на региональное кино в Калининграде есть, и кинокомиссия активно помогает его снимать. Например, за последний год мы организационно помогли местным кинематографистам снять художественные фильмы о балете, особенных детях, отношениях в семье. Тем не менее – всё это короткие метры, и «Соло» пока что является для нас приятным исключением, а не правилом.
Как выстраивается работа с населением: только информирование или какое-то вовлечение?
– Мы активно ведем соцсети и регулярно обновляем информацию на сайте кинокомиссии. Все это делается и для больших кинокомпаний, и для населения. У нас есть 10 постоянных рубрик, с помощью которых мы общаемся с подписчиками, узнаем об их потребностях и интересах в сфере кино, и сами выступаем для них с предложениями. Это кастинги для актеров и киноспециалистов, форма обратной связи для участников киноклуба и ещё много интересного. Каждый желающий может посетить наш киноклуб, который не только призван возродить киноклубное движение в регионе, но и несет образовательную функцию. Каждая встреча проходит в формате «введение-просмотр-обсуждение», зрители могут пообщаться с создателями картин лично и узнать, что остается за кадром. На сайте регионального кастинга актеров каждый желающий может загрузить видеовизитку для кастинг-директоров. Гибкая система фильтров позволяет им подбирать местных актеров по типажам. В Калининграде действительно большое киносообщество, и мы помогаем ему крепнуть и развиваться.
Применим ли опыт Калининградской кинокомиссии к другим регионам или все-таки есть своя региональная специфика?
– На мой взгляд, тиражирование лучших практик может привести к хорошему результату. И в этом смысле наша кинокомиссия полностью открыта к сотрудничеству и диалогу. Коллеги из разных регионов обращаются к нам за помощью в разработке нормативных документов по программе рибейтов, а мы им помогаем. Региональная специфика есть всегда. Но это не мешает коллегам из других регионов использовать наши наработки в качестве базы, от которой можно отталкиваться в начале пути.
Есть простой пример: в последние годы мы практически перестали выплачивать базовый рибейт в размере 20 процентов от суммы трат кинопроизводителей в регионе. Это означает, что практически все продакшены получают повышенный рибейт от 22 до 40 процентов. Это успешный кейс – кинокомпании готовы трудиться больше, чтобы получить больше денег. Регионы России начали его повторять. Мы видим, что наша разработка системы дополнительных критериев для повышения рибейта, успешна и в других регионах. Например, в Екатеринбурге.
Были ли какие-то предложения от кинокомиссии, которые оказались невостребованы у киногрупп и почему?
– Мы пока не выдали ни одного рибейта на клипы. Но надеемся, что это дело времени. Мы рады клипмейкерам и артистам у нас. А если они захотят кроме красивых видов и гостеприимства получить ещё и рибейт, то у нас для этого всё готово.
Еще интересное о российской киноиндустрии
Почему надо снимать на Урале: Мнение продюсера «Мастера и Маргариты»
Как устроен продюсерский департамент в российском кино
Почему продюсер «Любовь-Морковь» снял фильм в Свердловской области