Почему надо снимать кино на Урале: мнение Наталии Клибановой, продюсера «Мастера и Маргариты» и «Пальмы»
В 2023 году только в Свердловской области было произведено девять полнометражных игровых картин, половина из которых создана столичными студиями. В Пермском крае таких проектов гораздо больше.
Наталия Клибанова, продюсер картин «Мастер и Маргарита», «Мира», «Пальма» и многих других, рассказала о том, почему было принято кардинальное решение снимать сиквел успешного семейного фильма «Пальма» именно в Пермском крае и насколько выгодным оказалось такое решение.
– По сценарию «Пальмы 2» изначально предполагалось большое путешествие сквозь тайгу обычных городских жителей. У нас было несколько вариантов локаций, но в итоге мы остановились на Пермском крае.
Во-первых, потому что все смотрели «Сердце пармы» и видели эту невероятную красоту. Во-вторых, большое подспорье нашему проекту – это работа губернатора края и Пермской кинокомиссии. Крайне важна помощь и заинтересованность самого региона в киногруппах. Пермский край – один из лидеров в стране по сопровождению съемок и по размерам рибейтов, возмещающий до 50% потраченных средств в регионе. И вот эти два фактора повлияли на то, что изначально, когда мы писали сценарий, мы интегрировали в него конкретные пермские локации.
И у зрителя, и у кинематографистов накопилась усталость от визуального ряда Москвы и Питера, сегодня большая часть съемок происходит в двух столицах только потому, что здесь есть вся инфраструктура, технологическое обеспечение, профессионалы для любого из цехов.
Перспектива экспедиции, конечно, пугает вначале: это всегда дополнительные затраты, и не только на доставку техники и специалистов. Один из наших основных актеров, например, параллельно снимался в другом проекте, и ему приходилось регулярно летать из Перми в Петербург и обратно. И возможно, это стоило чуть дороже чем, если бы мы снимали в Подмосковье, там же в принципе тоже можно найти лес.
Но у нас невероятно красивая огромная страна и когда мы показываем какие-то новые кинолокации, мы буквально расширяем вселенную: смотрите, нам есть, что показать и не транслировать одно и и то же в кадре, здесь есть горы, море, тайга, пустыня, сопки.
Поэтому можно сказать, что уже наметился серьезный тренд: если раньше более 80% проектов снимали в Москве, Подмосковье или Петербурге, то сейчас примерно половина команд работает в регионах. Мы даже на небольших проектах, мини-сериалах стараемся выезжать из Москвы, чтобы был разнообразный видеоряд и картинка.
Конечно, в регионах работать непросто. В первую очередь, тут не хватает инфраструктуры, практически всю технику везли из Москвы, технических специалистов везли из Москвы. Но с каждым новым проектом в регионе появляется больше специалистов, которые имеют кинематографический опыт. И в следующий раз не надо везти, например, «хлопушку» или рабочих площадки, или питание, эти специалисты уже есть на месте.
Еще один резон снимать в регионе – это новый запрос на индустриальное кино, потому что сегодня все хотят быть блогерами и инфлюенсерами, и никто не хочет работать в реальном секторе экономики, создавать своими руками что-то на производстве. И Урал, Пермский край – это регион промышленный. Когда мы в 2023 году в рамках фестиваля «Медвежонок» ездили по Пермскому краю в кинотуре, многие представители промышленности зазывали нас на свои предприятия, говорили, что готовы приглашать сценаристов, чтобы те какое-то время жили на заводе. Авторам надо напитаться историями людей, посмотреть производство, поговорить со специалистами и с их семьями, возможно. И родится история. Потому что истории всегда рассказываются про людей, а индустрии являются сеттингом развития этих историй.
У нашей компании в разработке с онлайн-платформой KION находится проект, который мы планируем начать снимать в следующем году в Пермском крае. Это большой 16-серийный проект, который рассказывает про настоящих героев нашего времени: медиков вертолетной бригады, спасающих людей в разных труднодоступных местах.
Благодарим кинофестиваль «Медвежонок» за предоставленные фото и помощь в организации интервью.
Что еще почитать о киноиндустрии
Продюсер франшизы «Любовь-морковь» о совместной работе со Свердловской киностудией
Фильмы, которые снимали на Урале весной 2024 года
Евгений Григорьев рассказал о том, как правильно снимать индустриально кино