Имейте чувство юмора: 5 важных советов начинающему фокус-пуллеру
В апреле в Школе кино Свердловской киностудии стартует курс по обучению профессии фокус-пуллера. Мастер этого курса – Георгий Шаповальянц, фокус-пуллер, камерамен, второй оператор, работавший на проектах «Адмиралъ», «Generation П», «Вампиры средней полосы», «Подельники» и на новом фильме Свердловской киностудии «Длительные свидания».
Подать заявку на курс фокус-пуллера можно по ссылке.
А ниже, в нашей рубрике «Советы кинопрофи» Шаповальянц рассказывает о том, как попасть в профессию, какие качества требуются для работы с фокусом и чему будут учить на курсе.
Как вы попали в профессию?
В 1989 году я занимался в киностудии Московского дворца пионеров на Ленинских горах, посещал лекции и кинопоказы. Некоторые студийцы уже учились во ВГИКе, снимали свои учебные работы и приглашали нас принять участие в съемках.
Так мне и довелось впервые «перевести фокус». Мы поехали в экспедицию в Чехословакию. Студийцы снимали фильм о событиях Пражской весны в 1968 году. Кадр: утро, туманная улица, дорога поднимается из перспективы и на нас бежит человек. Тогда еще у меня не было идеи о том, что надо «промеряться». Я стал переводить фокус, оценивая расстояние на глаз. Момент первого волнения, это некая инициация, когда ты начинаешь понимать профессию.
В моей практике всегда меня звали только по рекомендации другого человека, потому что со мной уже кто-то работал. И в таком режиме без работы не сидишь. Сегодня, конечно, есть чаты в мессенджерах, где ищут специалистов, в конце концов, кто-то лично приходит к оператору. Но обычно сначала ты со студентами работаешь, потом кто-то тебя замечает и постепенно ты входишь в этот круг. Тут очень важна репутация.
Что входит в ваши обязанности на площадке и как строится работа на проекте?
По стандартам профессии «ассистент оператора по фокусу» в первую очередь «ассистент оператора», а «по фокусу» - это уже второе. Этот специалист вместе с видеоинженером отвечает за техническую сторону творчества операторского цеха, связанную с камерой. Он принимает решение, как создать качественное и резкое изображение.
Еще до начала съемок я провожу тесты камер, объективов, чтобы понять, на чем буду работать. На «Длительных свиданиях» я начинаю рабочий день вместе с механиком, приезжаю на студию, сгружаю оборудование в камерваген и отправляюсь на смену. И заканчиваю день тоже с механиком, разгружаясь. Пока идет разгрузка, можно просто поговорить с командой и так создать доброжелательные отношения внутри операторской группы.
На площадку я готовлю инструменты – метки, мешочки с песком, лазерные рулетки, монитор – в камервагене оборудование едет в походном виде, все нужно привести в рабочее состояние. Далее промеряются дистанции на площадке, идет репетиция. В этот момент понимаешь, как актеры будут двигаться. Момент подготовки бесценен.
В чем главная сложность работы?
Нет права на ошибку. У актеров ведь свой сложный профессиональный процесс, режиссеру может тоже что-то не нравится, а ты должен каждый из дублей сделать хорошо, потому что они же выкладываются, им тяжело. А ты первый дубль сделал отлично, у тебя все было, второй, третий, и вдруг на двенадцатом дубле у актеров все получилось, режиссеру все нравится, но ты промазал и дубля нет.
Сейчас немного проще, а раньше все снималось на пленку. Там ошибки по фокусу видны не сразу, а на проявке. Или на премьере. Сейчас лучшая похвала для фокус-пуллера – тишина с плейбека.
Важные качества фокус-пуллера
Изрядное чувство юмора. А если серьезно, то наша профессия требует длительной подготовки, концентрации, воображения, способности предвидеть. Ты должен уметь представить, что будет через двадцать минут, через час.
Нужно постоянно развивать в себе нейронную связь, когда принятое решение моментально воплощается в действии. Когда переводишь фокус, то ты определяешь это расстояние мгновенно, в этот момент рука должна поставить нужное положение на объективе. Если чуть запоздаешь, актер будет уже в другой точке.
Нужно уметь на глаз измерять расстояние. Для этого необходимо стереоскопическое зрение: правый глаз видит изображение немного справа, а левый – чуть слева, мозг это анализирует и понимает, на каком расстоянии объект. Так что для профессии желательно наличие двух глаз. Это не шутка, есть люди с привычкой смотреть одним глазом или с проблемами зрения – им в этой профессии будет трудно.
Необходимо быть ответственным. Если ты сказал, что ты ассистент оператора, значит на площадке все рассчитывают, что ты знаешь, что делать. Такое доверие накладывает огромную ответственность.
Ну и последнее, но не по важности – доброжелательность. Когда на площадке позитивная атмосфера, то меньше устаешь, легче исправить ошибку.
А вот какое-то специальное математическое или физического образование – не нужно. Хотя, конечно, занятия математикой, физикой или написание хокку всегда делают человека лучше.
Чему вы будете учить студентов вашего курса в Школе кино?
Специальность ассистента оператора связана со многими профессиями на площадке, дисциплинами в технике, понятиями в культуре и искусстве. За время курса сложно будет охватить все это, но я постараюсь дать самое важное. Обязательна будет практика на камере, чтобы выходить уже с опытом.
Важно понимать, что люди, которые приходят в кино, не должны быть «с нуля». Это серьезный бизнес. После обучения я бы рекомендовал сначала пробовать себя в студенческих проектах. А затем можно пробовать включаться в более крупные проекты. Научиться нашей профессии можно только на практике.
Подать заявку на обучение по специальности «Фокус-пуллер» в Школе кино Свердловской киностудии можно по ссылке.
Еще по теме:
Школа кино и еще топ-5 способов попасть в киноиндустрию.
Как попасть в кино 2: Реальные истории выпускников Школы кино
Культовый музыкант сыграет главную роль в новом фильме Свердловской киностудии