Я иду искать: как подбирают локации для съемок фильмов
В кинопроизводстве выбор локаций — тоже очень важная задача. В сентябре 2022 года Свердловская киностудия начнет съемки игровой картины «Сломя голову». В июне творческая группа уже начала искать те места, где будут разыгрываться сцены фильма.
Исполнительный продюсер Артем Подкорытов рассказал, в чем нюансы такой работы, кто утверждает объекты и локации и с какими нетривиальными задачами он сталкивался во время съемок.
Артем, ты рассказывал, что прочел сценарий «Сломя голову» и решил, что хочешь работать на этом проекте. Ты сообщил о своем желании режиссеру, что дальше?
Меня приняли в команду проекта, и сейчас я уже часть замысла, я участвую в обсуждениях дальнейшей работы. Очень важный этап подготовки — это «читки», когда вся творческая группа собирается для совместного прочтения сценария. На таких встречах каждый может задавать вопросы режиссеру, сценаристу, художнику-постановщику, оператору.
Как исполнительный продюсер я стараюсь получить на читках максимальное количество деталей. Например, для фильма «Сломя голову» мы ищем профессорскую квартиру, и надо понять, какой у нее архитектурный стиль, какой метраж, какой двор перед домом. Это нужно, чтобы сузить поиск.
Чем больше ты присутствуешь на читках, тем лучше понимаешь и работу других цехов: реквизиторов, художников по костюмам и т. д. Все это может тебе в дальнейшем тоже помочь, и вероятность, что ты предложишь то, что надо, возрастает.
Какие еще локации будешь искать для картины «Сломя голову»?
Помимо квартир, в сценарии есть два отделения банка, стоянка, университет, учебные аудитории. Обычные городские объекты.
Поиск локаций в Екатеринбурге для фильма «Сломя голову» / архив Артема Подкорытова
А были в твоей практике какие-то нетривиальные задачи?
Однажды искали военный вертолет в оригинальной раскраске 80-го года, в рабочем состоянии и способный выполнять сложные авиационные маневры в кадре [на главном фото, — прим. ред.]. Пожалуй, это была самая трудная задача.
Или искали дом для сериала «Угрюм-река», который снимался по заказу Первого канала. Нужно было этот дом перевезти на площадку, заново собрать, а потом его сжечь. Подходящий объект, который я увидел случайно, уже готовы были сломать трактором.
Я попросил разрешения сфотографировать этот дом, чтобы отправить художнику-постановщику, и уговорил хозяина повременить со сносом еще неделю. В итоге именно этот объект и понравился художнику.
Перевозка дома, который нужно сжечь в кадре / архив Артема Подкорытова
Кто ставит задачи по поиску локаций? Кто является последней инстанцией при утверждении объектов?
Как правило, режиссер и художник-постановщик, но зависит от проекта. Иногда такими полномочиями наделен оператор-постановщик, а есть проекты, на которых все решает продюсер.
Как выглядит ТЗ по подбору локаций?
Сценария достаточно, чтобы сориентироваться и предложить какие-то локации. Когда есть так называемый «пообъектник» — еще лучше. Это файл, куда художник-постановщик выписал объекты, в идеале еще и дал каждому из них характеристику.
Но пообъектник расписывают не всегда. Я такую схему видел только один раз — когда работал на съемках сериала «Территория» для ТНТ. Обычно же дают сценарий и спрашивают: «Есть что-нибудь такое?». Как правило, в сценарии не прописаны свойства объекта, а, например, просто говорится: «Лес, река, за рекой дом».
Иногда режиссер умышленно не задает ориентиры. Так бывает, когда нет четкого концепта, и локейшн-менеджер может предложить свою историю. Я больше люблю как раз такой вариант — есть свобода действий.
Потом, в процессе подбора, ты постоянно корректируешься. Сейчас можно снимать прямо в облако: увидел объект — сфотографировал — отправил режиссеру или художнику — получил обратную связь.
Есть какое-то специализированное ПО, которое облегчает тебе работу?
Есть стандартная программа, которую используют вторые режиссеры, называется FilmToolz. Туда загружается сценарий. В сценарии можно выделить объекты и сформировать список. Это удобно, потому что напротив каждого объекта ты видишь номера сцен, которые будут там сниматься. С этим документом выезжаешь на натуру, начинаешь смотреть, искать, выбирать. Оценивается не только визуальная составляющая, но и то, будет ли возможность организовать на месте съемочный процесс.
Ведешь ли ты какой-то каталог, некую базу объектов?
Это не работает как база, то есть нельзя отправить продюсеру или режиссеру и сказать: «Вот тебе база, выбирай». Но если ты побывал в живописной местности или на интересном объекте, логично это заархивировать. Я снимаю не только на камеру, но и на коптер. Монтирую 1-2-минутное видео, чтобы максимально раскрыть потенциал локации или объекта и в дальнейшем презентовать этот материал кинокомпаниям.
Как ты вообще стал заниматься локейшн-скаутингом?
До работы в кино я был директором инженерной компании, моя деятельность была абсолютно не связана с творческой средой. В 2019 году продюсеры студии «Русский проект» обратились к пермским коллегам с просьбой организовать съемки на Урале. Они работали над сериалом «Угрюм-река», о котором я уже упоминал.
Мой друг из Перми на тот момент уже не первый раз делал локейшн-скауты в Пермском крае, и он обратился ко мне за помощью.
Моя задача заключалась в том, чтобы встретить съемочную группу и показать локации на территории Свердловской области. В июле 2019 года я начал работать на этом проекте в качестве заместителя директора съемочной группы по Уральскому блоку.
Известная локация на реке Чусовая, где снимались обе «Угрюм-реки» / архив Артема Подкорытова
В 1968 году Свердловская киностудия выпустила свой легендарный четырехсерийный фильм «Угрюм-река». Съемки нового сериала проходили в тех же локациях? И вообще то, что Ярополк Лапшин снимал свою «Угрюм-реку» в Свердловской области, было каким-то аргументом при выборе мест для съемок?
Несмотря на то что Лапшин снимал тут свою «Угрюм-реку», практически все объекты мы подбирали заново. Был только один объект, который повторялся — на реке Чусовой. Я привез туда ребят и сказал: «Вот здесь снималась одна из сцен, давайте просто посмотрим на это место для вдохновения». А они ответили: «Мы тут и будем снимать», — и дом главной героини построили там же.
Но в целом Урал рассматривали не потому, что тут снимался одноименный фильм, а потому что мы смогли убедить команду, что снимать надо здесь. А кроме Свердловской области, работали еще в павильонах Мосфильма, Минске, Суздале, Кинешме.
Ты был директором съемочной группы фильма «Подельники». Все съемки проходили на территории одного села [Кын — село в Пермском крае, — прим. ред.]. Такое ощущение, что так бывает очень редко…
Если место настолько уникально, что в одном населенном пункте удается найти все объекты — это большая удача, потому что таким образом существенно упрощается логистика и экономится бюджет. Но так бывает действительно редко. На моей памяти «Подельники» — единственный случай, когда мы снимаем всё в одном поселке. У нас было 60 объектов, но мы работали практически без автомобилей, ходили от локации к локации пешком.
Кынская натура / архив кинокомпании «Первое кино»
А кто принимал решение, что снимать будете именно в Кыну?
Решение о том, где будут проходить съемки, принимает генеральный продюсер и режиссер, потому что он отвечает за деньги. Мое мнение было таким, что в Кыну снимать нельзя, это невозможно. Почему? Потому что: а) нет дороги, б) негде расселять людей, там нет гостиниц вообще. Говорят: «Группа будет 30 человек», — я думаю: «Ну, 30 человек как-нибудь расселим по местным избам». В итоге группа была в два раза больше.
Как реагируют люди, когда вы говорите: «Мы здесь будем снимать кино, хотели бы в вашем доме кого-нибудь поселить»?
По-разному реагируют. В Кыну у нас со всеми получилось договориться. Кому-то мы пообещали ремонт, кто-то нас пустил за символическое вознаграждение. Иногда удается замотивировать человека таким образом, чтобы он пустил нас бесплатно. Например, у него есть родительский дом, и человек хочет увековечить память о нем в кино.
Гримерная в Кыну / архив кинокомпании «Первое кино»
Какая у тебя география, когда ты работаешь на подборе локаций?
Пермский край, Свердловская и Челябинская области. Я серьезно увлекался туризмом и проехал всю Свердловскую область на машине, снегоходе, квадроцикле, каноэ, поэтому знаю тут много интересных мест.
В Перми уже работает кинокомиссия. Она вам как-то помогает при организации съемок?
Местная кинокомиссия хорошо помогает в переписках с органами власти. Можно отправить одно единственное письмо и сразу изложить всё, что нам надо, а кинокомиссия уже сама получает разрешения на съемки. С этой стороны чуть упростилась работа.
Но в любом случае получение разрешений, все согласования — это функция локейшн-менеджера.
Кинокомиссия как третья сторона может участвовать в переговорах, оказать содействие, но никто не даст гарантию съемок на объекте. Об этом должен договариваться локейшн-менеджер. Он должен со всеми обсудить нюансы и обеспечить доступ на объект, чтобы съемки гарантированно состоялись.
Текст: Полина Борисевич
Еще по теме: