Чёрный фон с кристаллом

Сценарист Светлана Штеба: «Люди нашей профессии не надевают наушники в метро»

Сценарист Светлана Штеба: «Люди нашей профессии не надевают наушники в метро»
«По этой истории можно было снять кино», — такая мысль посещает многих из нас, и если вы реально думали над реализацией тех или иных сюжетов, то вы нашли текст, который вам нужен.

Светлане Штебе посчастливилось учиться в школе документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, теперь она пишет сценарии полнометражных и короткометражных фильмов и сериалов.

К слову, этой весной Свердловская киностудия подала в Минкульт РФ заявку на игровой дебют по сценарию Штебы (речь о фильме ВТРОЕМ, реж. Александра Сарана). 

А не так давно Светлана закончила сценарий сериала, на 8 серий которого ушел целый год. О том, сколько времени обычно уходит на сценарии, сколько стоит идея и как избавить кино от «картонных персонажей» — в интервью для сайта Свердловской киностудии.


Наверное, частый случай: человек думает, мол, у меня есть крутая идея для кино. В голове создает картинку, «катает» внутри себя некий сюжет, а потом садится писать и теряется. Что бы вы посоветовали таким вот людям? Какой запустить моторчик, чтобы начать формулировать мысли?

Это действительно очень частый случай, не зря есть жестокая поговорка: «Идея ничего не стоит». На днях с этим снова столкнулась, когда знакомый буквально зажал меня в углу и прошептал: «Света, у меня есть ТАКАЯ идея, отдам бесплатно». С трудом сдержала циничный смех. Да много у всех идей, плохих и хороших, но чего-то стоит только их воплощение.

Причем я сама часто с этим сталкиваюсь: меня озаряет, я уверена, что вот она — идея на миллион! Раньше даже могла написать продюсерам чуть ли не посреди ночи. Сейчас взяла за правило: любую идею вначале нужно обдумать несколько дней, только после этого с кем-то ей делиться. А делиться нужно обязательно: во время пересказа происходит своеобразный питчинг, презентация, сразу чувствуешь все слабые и сильные стороны истории.

Насчет моторчика не знаю, но программа-минимум всегда одна: ты должен искренне хотеть это написать, потому что, если не «горишь» сам, других тоже не «поджечь».

В пьесе самым сильным звеном является исходное событие, можно ли сказать, что в киносценариях оно столь же необходимо?

Да, как без него. Говоря просто, в какой-то момент должна появиться та самая проблема, решению которой герой посвятит все оставшееся время.

Где можно посмотреть, как правильно оформлять сценарии?

В этом плане сейчас идеальное время: очень много источников информации, одних только телеграм-каналов, посвященных кино, едва ли не десятки. Там постоянно выкладываются сценарии снятых фильмов и сериалов. Причем, если раньше это было в основном на английском языке, то сейчас есть и на русском.

Мне нравятся такие Telegram-каналы, как Заскриптованный, каналы сценаристов Гульжан Токтогул и Валерия Федоровича, Самоучитель сценариста.

Плюс, есть программы вроде WriterDuet или «Кит сценарист», которые сами текст форматируют. Пять лет назад, когда я начинала, было куда сложнее. Иди туда, не знаю куда, пиши так, не знаю как.

На ваш взгляд, что может считаться неким эталоном сериального сценария, чтобы можно было сказать сценаристам: «Смотрите и учитесь»?

Тут нет какого-то золотого стандарта, вот, мол, сериал, отвечающий всем требованиям. Практически любой популярный сериал можно считать удачным, так что это исключительно вопрос вкуса. Мои самые любимые: «Больница „Никербокер“», «Наследники», «Парки и зоны отдыха», «Метод Комински». Очень разные, но отличные. Мне, например, совершенно не зашла мегапопулярная «Игра в кальмара», но я писать ничего подобного не собираюсь, так что это вопрос личных предпочтений.

Можно ли научится написанию сценария и, если да, то какие методы обучения наиболее действенные, по вашему мнению?

Уверена, что можно, не зря этот предмет в киношколах называется «Сценарное мастерство». Мастерство — это ведь ремесло, ему действительно можно научить и научиться. Но есть еще и такие штуки, как талант, «боженька поцеловал», ну, или что-то в этом духе. И при прочих равных талантливый будет впереди просто старательного. Но, если лениться и забивать на талант, то старательный однажды обгонит. Я про себя часто говорю, что я Обломов, который хочет быть Штольцем. Очень ленивая, поэтому, наверное, и работаю так много, чтобы из себя это вытравить.

Как писали первые сценарии вы?

На чистом энтузиазме и с полным отсутствием профессиональных знаний. Недавно прочла свой первый сценарий и пришла в ужас, чего греха таить. Прям реально краснела, пока читала. Оформлено не по правилам, просто как литературный текст, у героев нет арок [изменений, возникающих к концу повествования, — прим. ред.], они просто ходят туда-сюда и разговаривают. Слава богу, хотя бы разговаривают смешно, так что читать не скучно. Но, видимо, что-то хорошее там все-таки было, потому что на собеседование меня в свое время все-таки позвали.

И как смешно разговаривали ваши герои?

Первую работу вспоминать болезненно, без шуток, и цитировать ее не хочется. Но в целом, смешно — это же не когда герой постоянно повторяет «Ё-мое», как прапорщик Шматко в «Солдатах», или «Египетская сила», как в «Ворониных» (хотя там это работает). Мне кажется, это больше просто про живую речь. И в той работе герои просто разговаривали как реальные люди, без натужного юмора.



А куда вас пригласили благодаря этому сценарию?

Меня пригласили в Goodstorymedia на сериал «Конная полиция». Это был одновременно триумф и фиаско. Триумф, потому что работать в такой компании — абсолютное бинго, а фиаско, потому что нашу авторскую группу расформировали через два или три месяца. Ну не далась нам конная полиция. Бывает. Я, кстати, часто бываю в Казахстане, а там конина — самый популярный вид мяса. И признаюсь, конину я до сих пор ем с некоторым злорадством. Простите, лошади.

Сколько времени в среднем у сценариста уходит на сериал?

Тут нет общих сроков, люди очень разные. Кто-то умудряется по серии в неделю сдавать, кто-то растягивает процесс на пару месяцев. В целом, некий стандарт: серия за месяц. Но нюансов много. Я только что закончила сериал «Соседка» для Goodstory, на 8 серий ушел почти год. Но это мой первый опыт написания сериала вне авторской комнаты, мы его писали только вдвоем: я и мой продюсер Антон Щукин. Надеюсь, дальше буду писать быстрее, потому что многому научилась во время этой работы.

Чему научились?

Опасный вопрос, всегда есть вероятность переврать чужие слова, чего бы не хотелось. Но вообще, много чему, например, такой вещи, вроде бы очевидной, что герой должен двигать историю вперед. Судя по тому, как часто мне это повторяли, я об этом иногда забываю. Не должно быть так, что его постоянно тормошат другие персонажи, а он просто идет, куда его потянут. Он должен сам принимать решения и действовать.

Умению вовремя остановиться тоже учусь. У меня довольно своеобразный юмор, абсурдный немного. Для понимания: мой любимый сериал «30 rock». Приходится иногда чуть-чуть «заземляться».

Вы упомянули авторские комнаты. Командная работа сценаристов — как это происходит? Мозговые штурмы? Каждый отвечает за свое?

Есть такое понятие — «накидывать». Авторы собираются и накидывают идеи. Правило одно — не стесняться предлагать или отвергать то, что не нравится. Так что авторская комната не для интровертов, в углу отсидеться не получиться. В целом, я хоть и автор-одиночка, к авторским комнатам отношусь с большим уважением: во-первых, там происходит колоссальный обмен энергией, во-вторых, проверять идеи на коллегах, правда, очень полезно. Ну и весело.

А в эту заветную команду можно попасть с улицы?

Да, я же как раз с улицы попала, так что никакого обмана. Просто села и отправила пилот своего сериала во все продакшены (почты были указаны на сайтах), от двух мне ответили. Также часто проводятся разные конкурсы, питчинги — все это абсолютно реальный шанс на то, что вас заметят и пригласят работать.

Есть такое понятие «картонные герои». Что можно сделать, чтобы оживить персонажи? Были ли случаи, когда вы брали какого-то знакомого человека в качестве прообраза, либо просто наблюдали за кем-то и «вставляли» его в сериал?

Я училась в школе документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. И это мое главное и основное средство для борьбы с картонными героями. Нас учили документалистике, общению с людьми, вербатиму [вид театра, спектакли в котором выстроены на дословном воспроизведении прямой речи реальных людей, — прим. ред.], вниманию к чужой речи. В итоге я живу с диктофоном и блокнотом. Полностью ушла такая штука, когда входил, например, в метро, надевал наушники и ехал себе вдаль тихонечко под Ланочку дель Рей. Сейчас ушки всегда на макушке, постоянно что-то слушаешь, ко всему приглядываешься.

Ну и все окружающие люди, чужие и близкие, тоже становятся источником вдохновения. Причем редко когда списываешь все с одного персонажа, почти всегда это какой-то коллаж.

Можете вспомнить конкретный случай, который вы взяли из жизни?

Ой, я прям зависла. Мне проще ответить, какую последнюю фразу я записала в свой блокнот с мыслью: «Пригодится!». Вот прям открываю блокнот, последняя строка: «Да, у меня ничего нет. Но зато я в красивом пальто!». Это мой друг жаловался на безденежье. Роскошно звучит, по-моему. Где-нибудь использую.



Бывало ли такое, что вы обращались к экспертам разных областей (к медикам, силовикам), чтобы разбираться в теме, затронутой в сериале? Какой-нибудь самый запомнившийся пример было бы интересно узнать.

Когда писала комедию «Поехавшая», пришлось раздобыть дальнобойщика. Просто нашла специальную группу во ВКонтакте, написала там человеку с самой доброй фотографией на аватарке. В итоге встретились, поговорили. Интересный опыт. Ну и в целом, всегда стараюсь найти живых прототипов своих героев, особенно со сложной профессией.

Категорически не верю, что человек, который, условно, по утрам ест сырники в «Кофемании», сможет правдоподобно сочинить персонаж, который годы проводит в дороге и питается «Чебупелями». Ну и вообще я людей люблю, мне правда очень интересно с ними разговаривать.

Когда умирает любимый герой в сериале, ты так и видишь, как сидят такие милые люди с большими кружками кофе и говорят: «А давайте его убьем?». Как на самом деле приходят к трагичным линиям, стоит ли убивать героев?

Зависит от жанра. Наверное, сложно написать детектив или слэшер и никого не убить при этом. Я пока больше пишу комедии, так что, слава богу, все живы. Но давно мечтаю написать фильм ужасов, там и оторвусь в кои-то веки.

Всегда ли сценаристы знают, чем закончится сериал, или бывает, что герои «ведут» автора?

Очень часто начинаешь писать, зная только примерные очертания истории, а по мере написания финал формируется сам. Я вообще считаю, что чем лучше прописываешь персонажи, тем сильнее они оживают и влияют на историю. Ты, может, и хотел закончить все свадьбой, а героиня такая: «Э, нет, Светлана, я за этого идиота замуж не пойду. Придумывай другой вариант, пожалуйста».

Правда ли, что в работе сценариста самое сложное — согласование? К чему здесь стоит быть готовым?

Да, сценарист определенно получает свои деньги за то, что переписывает, а не пишет. Первый драфт (черновик или первая версия) — это чистый кайф. Написал, сидишь довольный. Потом получаешь правки от продюсера или редактора. Переписываешь, кайфуешь уже меньше. И драфтов может быть очень много — от 2-3 до бесконечности. Это тяжело, но видеть, как история меняется к лучшему, тоже приятно. Плюс, мастерство растет только во время переписывания, так что это хоть и мучительный процесс, но очень полезный. Хотя мучительный. Но полезный. Ну вы поняли, чем больше повторяешь слово «полезный», тем меньше плакать хочется.

Можно ли сказать, что в России сегодня не хватает хороших сценариев?

Мне кажется, это больше вопрос к продюсерам и зрителям. Но в целом, думаю, что ситуация очень улучшилась. Если отбросить снобизм, который часто сопровождает обсуждение русских фильмов или сериалов, то сейчас много хороших историй. Я очень злюсь, когда при мне ругают русское кино, но при этом быстро выясняется, что человек то не видел, это не смотрел, а просто ругается по привычке.

С каждым годом у вас все больше заказов?

Врать не буду, да. Поэтому мне иногда очень хочется иметь волшебных гномиков, которые писали бы все за меня, а я бы их направляла и подкидывала бы им идеи. Ой, я случайно описала работу продюсера.

Сколько примерно платят сценаристам?

Страшный вопрос! Почти интимный. Но так скажу: «вилка» гонораров очень широкая. Кто-то получает 100 тысяч за серию, а кто-то и миллион. Кто-то пишет одну серию в месяц, а кто-то три. Про себя не скажу, боюсь ограблений. Но питаюсь хорошо.

Какой своей работой вы больше всего гордитесь?

Самый сложный вопрос, честно. Кино — коллективный труд и, конечно, иногда сценарий очень сильно отличается от того, что ты в итоге видишь на экране. Не зря же иногда сценаристы даже снимают свое имя с титров, настолько болезненной получилась разница. Иногда режиссер банально выбирает не того актера, которого ты себе представлял, и уже всё не то, хотя актер-то хороший. Плюс, я пока на том этапе, когда написано много, но не все проекты уже сняты, так что выбирать могу из небольшого количества проектов.


Кадр из фильма «Чего хочет Слава» 

Но безоговорочно любимый проект навеки — фильм «Чего хочет Слава» Оксаны Бычковой. Очень люблю Оксану и эту историю. А переживаю сильно из-за фильма «Поехавшая», съемки которого начнутся этим летом. Эта история была написана аж четыре года назад: за это время на проекте сменились продюсеры, режиссер, актеры, подключились другие сценаристы, и я понятия не имею, что в итоге получится. Так что просто верю в лучшее. Ну это вообще настроение сценариста по жизни: писать и верить в лучшее.

Не обидно ли, что сценаристы не на слуху? Все знают актера, кто-то режиссера, а вот сценаристы лавров не пожинают. А ведь они придумывают историю!

Нет, совсем не обидно. Ради славы в сценаристы точно не идут. И потом, люди, которые действительно увлекаются кино, обычно знают и фамилии сценаристов, и операторов. И, к слову, сценаристы часто становятся режиссерами. Я тоже не исключаю этой возможности.



Текст: Александра Аксенова

Еще по теме: 

ГДЕ НАЙТИ ДЕНЬГИ НА ФИЛЬМ И КУДА ОТПРАВИТЬ СЦЕНАРИЙ 

ВСЁ О КАСТИНГАХ: КАК ПОПАСТЬ В КИНО С ОПЫТОМ И БЕЗ

РУБРИКИ

РУБРИКИ