Как найти продюсера для дока: рассказывает режиссер Елена Копцева
В конкурсе неигрового кино Третьего фестиваля «Одна шестая» показали фильм «Лосенок». Это история сотрудницы лосиной фермы, которая сначала забирает у лосих новорожденных лосят, а потом на правах «детеныша» добывает лосиное молоко – редкий полезный продукт.
Фильм рассказывает не только об этой специфической профессии, но и как будто немного о карме: у «разрушительницы» лосиных семей в своей собственной семье тоже не все гладко. Затяжной конфликт с сыном подростком, который никак не желает учиться в кадетской школе-интернате, куда его определила мать.
Режиссер картины Елена Копцева рассказала, в чем была главная трудность в работе над фильмом, и сложно ли найти продюсеров для производства документальной картины.
Как вы нашли героиню с такой редкой профессией?
– Вообще, поездки на Сумароковскую лосеферму были включены в мою школьную программу, и я с детства слышала рассказы про лосей, доярок и молоко. Когда у меня появился ребенок, я снова приехала на лосеферму и увидела это место совсем по-другому. Честно говоря, когда я, будучи матерью, увидела, что доярки забирают лосят у лосих, то была шокирована. Я приехала познакомиться, прощупать почву для будущего кино. Оказалось, что наша героиня Катя - единственная доярка, которая не может даже в отпуск уйти, ведь она – «лосенок» для всех лосих на ферме. Она живет возле работы, утром и вечером ходит на дойки. Вот за этой жизнью мы и начали следить.
Сколько времени заняла работа над фильмом?
– Почти три года. Первый год я разрабатывала историю. Уже тогда поняла, что фильм будет дорогим: съемочной группе нужно жить рядом с фермой, снимать в течение целого года. Тогда я участвовала в питчингах, искала продюсеров. А когда нашла, мы снимали зимой, весной, летом, осенью, чтобы исследовать пробуждение и угасание материнского инстинкта у лосих. Мы наблюдали, стараясь не разрушить хрупкую атмосферу этого «мира». После съемок еще год заняли осмысление материала и монтаж произведения.
Какой хронометраж был у первой сборки?
– Первая «сборка» длилась полтора часа. Превратить ее в часовой фильм было не легко. Предстояло отсеять много лишнего. Всего у нас было драфтов пять, наверное. И на пятой редакции стало понятно, что кино сложилось.
Если отмотать время на три года назад, на старт съемок, чтобы вы из сегодняшнего дня себе тогдашней посоветовали? Может, не браться за это?
– Я бы не стала ничего советовать, потому что этот трудный путь должен был быть пройден.
Изначально казалось, что все будет легко: классная героиня, фактурное место, отличная команда. Но моя героиня не предполагала, что ее ждет. Катя, на самом деле, популярная персона, к ней регулярно приезжает телевидение: то лосята родились, то первая дойка – она знает, как встать, что сказать, ведь съемка обычно занимала максимум минут 15. Конечно, она была не готова, что мы так глубоко проникнем в ее жизнь. Очень много времени потребовалось, чтобы она нас подпустила, месяцев восемь.
Ее можно понять: у нее своя жизнь, дети, работа, а тут приезжает какая-то «Лена» и говорит, что будет жить тут рядом и кино снимать. Но такова моя профессия. Мне хотелось сделать большое важное документальное кино про материнство. А это предполагает некоторую степень дискомфорта для героев.
Но я думаю, что Катя сейчас не злится на меня. После того, как она увидела фильм на ММКФ, мне кажется, она по-другому посмотрела на свою жизнь. Нашими глазами. И, может быть, чуть больше полюбила себя.
Сложно ли искать продюсеров режиссеру документального кино?
– Я много и не очень успешно участвовала в разных питчингах. Но однажды со мной связались из «1-2-3 Production», проектом заинтересовались продюсеры Георгий Молодцов и Нелли Яралова. Мы очень легко и доброжелательно пообщались. Вместе представили проект на питчинге в Министерстве культуры. Вообще, они очень сильно поддерживали меня и верили в фильм, что он получится.
Есть понимание о дальнейшей судьбе картины?
– Сейчас идут показы фильма на фестивалях. Я очень надеюсь, что их будет как можно больше. Конечно, очень хочется, чтобы у документального кино было больше зрителей. Ведь такой дебют – настоящее испытание для автора и команды. Хочется, чтобы это было не зря, чтобы фильм нашел своего зрителя.
Другие интервью с участниками «Одной шестой»
С победителем киносмотра режиссером Артемом Гряником
С призером Третьей «Одной шестой» Максимом Башориным
С восходящей звездой Михаилом Ивановым