Чёрный фон с кристаллом

Топ исторических фильмов Свердловской киностудии

Топ исторических фильмов Свердловской киностудии

Костюмные драмы – кино дорогое в производстве, не каждая киностудия может себе его позволить. Впрочем помимо дорогих костюмов и масштабных декораций такое кино требует больших знаний о той или иной эпохе у постановщика, а также умение обращаться с этим непростым жанром.

Так что неудивительно, что костюмных картин у Свердловской киностудии не очень много (чай не Мосфильм с его бесконечными складами), а в списке режиссеров часто мелькают одни и те же фамилии.

Кстати, фильмы о Великой Отечественной мы собрали в отельную подборку тут и не будем их еще раз перечислять. А истерны (картины о Гражданской войне), которые составили часть славы Свердловской киностудии, соберем позднее. Почитать другие статьи о наследии Свердловской киностудии можно по тегу «80-летие»

Демидовы


Ярополк Лапшин всегда имел склонность к масштабным историческим драмам, но если «Угрюм-река» и «Приваловские миллионы» проходят у нас по списку экранизаций, то «Демидовы» - история становления рода негласных владык уральского края - идеально подходит нашему топу.

Пятичасовая картина, которая спокойно шла в кинотеатрах (Скорсезе, подвинься), следила за судьбами Никиты и Акинфия Демидовых. Первого сыграл Евгений Евстигнеев, второго – Вадим Спиридонов.

Дым Отечества


Еще один байопик от Ярополка Лапшина, на сей раз о Михаиле Ломоносове. Постаревший ученый приезжает на свою родину, в деревню Холмогоры и, прогуливаясь по знакомым местам, вспоминает свои детство и юность, когда он ходил под парусом с отцом и решил заняться наукой и пытался попасть в Московский университет.

Житие Александра Невского


Пропавшая в постперестроечной суете картина Георгия Кузнецова, прославившегося в советское время военными боевиками «Сын полка» и «Отряд специального назначения». Режиссер сделал своего рода сиквел к известному эпику Эйзенштейна: тяжело больной, постаревший Александр Ярославович едет в монастырь после переговоров с новым ордынским ханом.

У Георгиева получилось историческое фэнтези: тут монахи телепортируются, чтобы передать наставление, княжеские кучера воюют с оборотнем в чаще, а душа умершего князя отлетает на небо в виде звезды.

Залив счастья


Владимир Лаптев снимал и перестроечные комедии, и производственные драмы, и военные боевики. Есть в его фильмографии и историческое кино, посвященное кругосветной экспедиции адмирала Невельского.

Мечтатель и романтик исследует Дальний Восток, борясь не только со стихией и разбойниками, но и с царской бюрократией. Как водится в советском кино 1980-х, финал картины застает героя разочарованным в призвании и отвергнутым официальными властями.

Губернаторъ


Свой дебютный полный метр Владимир Макеранец, работавший до этого на студии оператором, создал по непростому произведению непростого Андрея Белого.

1905 год, губернатор неловким жестом провоцирует расправу над бунтующими рабочими и на протяжении всего фильма пытается понять, как жить с этой виной. Вопреки многовековой литературной традиции царский чиновник тут показан с симпатией, в целом, страдающим человеком, который воспринимает финал как искупление.

Золотая баба


Главный приключенческий хит середины 1980-х, где смешались мотивы кино про индейцев, алчные губернаторы, вогульские шаманы, использовавшие законы физики, честные парни из народа, магнитные аномалии и щепотка дозволенной по-советски мистики и эротизма. За последнее и отвечал таинственный вогульский идол – Золотая баба, в которых каждый мужчина видел свою возлюбленную.

Режиссер Владимир Кобзев, к слову, смело разнообразил жанровую линейку Свердловской киностудии: в его активе и фантастика («Похищение чародея»), и первый аляфандоринский детектив («Сыщик петербургской полиции»), созданный, когда Фандорина еще и не было и в задумке.

Семен Дежнев


Пожалуй, стоило выделить в отдельную категорию картины Николая Гусарова, который буквально «отвечал» на Свердловской киностудии за историко-приключенческий жанр в 1980е и даже в 1990е, когда снимать не то что костюмное кино, вообще фильмы создавать было затруднительно.

Первопроходца Дежнева сыграл Алексей Булдаков, у которого в карьере это была первая главная роль. Критики ставилив упрек создателям нарочитую мелодраматизацию истории: Дежнев отправляется в новые земли, чтобы «стать большим человеком» и жениться на купеческой дочери, но по ходу дела встречал новую любовь из местных жительниц.

Тайна золотой горы


Еще один исторический байопик от Гусарова, посвященный рудознатцу Михайле Волкову, который открыл залежи угля в Кемерово. В наличие все узнаваемые приметы режиссера: герой-одиночка из низов, желательно из казаков, опасная, но благородная и даже симпатичная разбойничья ватага, «экзотическая» возлюбленная главного героя из местных племен.

Отметим и фильмы режиссера, вышедшие в 1990е: «Дикое поле» и «Казачья быль». Они уступают по размаху постановки тому же «Дежневу» с настоящими стругами и специально построенными крепостями-фортами, но сам по себе факт съемки исторического кино в смутное время – трюк на грани смертельного.

Один и без оружия


Хоть мы и не собирались включать фильмы о Гражданской войне в этот топ, не можем не упомянуть дебютную картину Владимира Хотиненко и Павла Фатахутдинова, основанную на популярном романе Николая Леонова «Агония».

«Съемки были какой-то праздник. Все были молодые, увлеченные, фонтанировали идеями, после у многих началась режиссерская карьера, как у Михаил Розенштейн, который у нас работал художником, Алексей Балабанов бегал у нас на посылках, и мы с Хотиненко его как-то проглядели. Прекрасную Елену Майорову стали звать на большие роли после нашего фильма», - вспоминал Павел Фатахутдинов.

 Что еще почитать

Где у видеть фильмы фестиваля «Одна шестая» - в прокате и онлайн

Фильм с Ходченковой и драма в Заполярье – новые фильмы Свердловской киностудии

Первые отзывы критиков и зрителей на трагикомедию «Сломя голову»

РУБРИКИ

РУБРИКИ