Чёрный фон с кристаллом

Победитель фестиваля «Одна шестая» режиссер Владимир Тарасов о том, как снять фильм длиной 1100 километров

Победитель фестиваля «Одна шестая» режиссер Владимир Тарасов о том, как снять фильм длиной 1100 километров

Документальное роуд-муви «Енисейский марафон» стало обладателем одного из главных призов фестиваля «Одна шестая» - Приза зрительских симпатий.

Фильм Владимира Тарасова рассказывает об экстремальном заезде двух российских лонгбордистов по Сибири: 1100 километров в течение 26 дней по трассам, бездорожью и природным красотам.

В интервью красноярский документалист рассказал, с какими трудностями столкнулся во время съемок, какие приемы «украл» у игрового кино и любви к экстремальному спорту.


- Долго ли искал ты историю для «Енисейского марафона»?

- Она пришла в очень неожиданный момент для меня, фактически в дверь постучалась - мне позвонили, познакомили с ребятами, будущими героями фильма. Я не думал, что это выльется в картину, но пообщавшись с ними всего час, я понял, что такое событие нужно задокументировать, сделать из него что-то зрительское и масштабное. К счастью, так оно вышло.

- То есть ты не знал, что ребята планируют проехать 1100 км на лонгбордах?

- Знал, конечно! У авторов идеи – Сергея Бастрыкина и Артема Владимирова – был подготовлен маршрут. Когда они мне рассказали о планах, я, как режиссер, сразу прикинул форму фильма: что это будет роуд-муви, что у него будут отдельные блоки – о ребятах, о становлении. В этом плане я немного пошел по пути игрового кино. Но мы ничего не привирали, мы работали с настоящим, с реальностью.

- Если честно, у меня осталось ощущение именно игрового кино. Насколько фильм был все-таки постановочным?

- Это абсолютно реальная история. Элементы игрового кино – это исключительно моменты съемок нашей команды. За время пути – а он продлился 26 дней, больше тысячи километров – мы приезжали к ребятам 4 раза со съемочной группой и снимали красивые кинематографичные кадры: парк Ергаки, горы в республике Хакасия, пустыня в Тыве. Ребята тоже не делали ничего им не свойственного. Мы просили, например, проехаться для кадра, и в этом была постановка. А всё остальное – 80% фильма – это абсолютно реальная история, как себя ребята снимали на камеры в дороге.

- Я как раз хотела спросить – из каких съемок состоит фильм? Ребята на телефон себя снимали?

- Фильм состоит на 80% из съемок GoPro, она все время висела у ребят на груди. Мы её максимально технически подготовили, звук писали на микрофон, технику защитили от дождя. А кинематографичные кадры и интервью для фильма мы снимали на большие кинокамеры. У нас не было большого бюджета, мы работали с кинокамерами Blackmagic Pocket 4K. Ну еще квадрокоптер использовали, это весь список техники.

Конечно, полагаться в основном на GoPro было рискованно, но мы понимали, что в путешествии, когда у ребят будут постоянно то дожди, то жара, камеры могут не выдержать. На первую неделю мы им дали зеркальный фотоаппарат Panasonic GH5, но они ни одного кадра на него не сделали. Он просто увеличивал вес рюкзака. Когда стоит вопрос выживания, когда ты едешь весь день в дождь, ты вообще не думаешь о том, чтобы потянуться в рюкзак и достать камеру. А GoPro просто висит у тебя на груди, и всё, что тебе нужно, это нажать кнопку. Это удобно.


- Чем тебя заинтересовала именно эта история?

- Первое, что меня заинтересовало: такого путешествия в России еще не было, это очень авантюрно. Мне нравятся экстремальные виды спорта, я с детства занимаюсь паркуром, и духовно я понимаю, к чему стремятся ребята. Но вот, что меня больше заинтересовало – это история двух друзей, которые очень давно друг друга знают. Они очень разные, как персонажи: есть Сергей, командир, экстраверт, есть Артем – абсолютный интроверт, совершенно другой человек. И мне было интересно исследовать их взаимоотношения, как они друг с другом на протяжении пути будут справляться, будет ли напряжение. Это ключевая часть истории, что они вдвоем преодолевают, и к чему приходят в конце. Это роуд-муви, в центре которой – история дружбы.

- Это твой дебютный полный метр. Какие трудности возникли при съемках?

- Если в общем говорить о дебютном фильме, то главная трудность – быть соразмерным своим амбициям. Когда ты дебютант, то ты хочешь вложить в фильм максимум, показать максимум из того, что ты можешь. Но зачастую тебе не хватает либо бюджета, либо банально навыков. Конечно, на «Енисейском марафоне» я старался выложиться на максимум, но я понимал, что не нужно строить слишком много иллюзий, не думать, допустим, что я сделаю кино, о котором будет говорить весь мир. Я хотел сделать кино, которым буду гордиться я, и это может прозвучать эгоистично, потому что кино мы создаем для зрителя, но я всегда пропускаю фильм через себя. Если я люблю то, что я делаю, и мне нравится результат, значит, эту любовь я смогу передать зрителям. Для меня это так работает, я создавал то, что хотел бы сам пересматривать.

- Что бы ты посоветовал будущим дебютантам?

- Я бы посоветовал взять тему, которая для них сложна, но в которой они хотят разобраться. Потому что, когда так происходит, ты, как режиссер, открываешь много нового, и, преодолевая эти трудности, свои страхи, ты получаешь шанс создать что-то на голову выше, чем если бы ты творил в безопасной среде. Поэтому я призываю не бояться и, конечно, собирать хорошую команду. Для работы над «Енисейским марафоном» я привлек лучших людей, кого мог, с кем работал в экспедициях. Экспедиционный опыт вообще многое открывает, и важно брать проверенных людей.


- Кого бы ты отметил?

- В первую очередь, отмечу героев фильма - Сергея Бастрыкина и Артема Владимирова. Без них бы ничего не вышло. Как сказали зрители на показе: «Ты дал двух новых героев страны». Я считаю, что ребята правда совершили подвиг. Что касается съемочной команды, то отметил бы оператора Сергея Меньшенина, потому что он смог в каждой локации создать очень кинематографичную картинку. Мы очень долго готовились, по Google-картам их проверяли. Монтажер Дмитрий Шашков работал с колоссальным объемом материала – около 80 часов, которые были очень однообразные. Это были либо селфи-видео, либо вперед, либо вниз камера, либо в сторону. Я отсматривал тоже материал, но физически не смог объем осилить. Вот Дмитрий несколько месяцев работал над этим, я структурировал историю – он собирал. Ему хочется респект сказать.

- Твой фильм участвовал в конкурсной программе «Одной шестой». Этот фестиваль, как тебе кажется, для кого – для зрителей или для режиссеров?

- Я тоже задавался этим вопросом, и я думаю, что он для всех. Как это работает: если ты режиссер, то приезжаешь на фестиваль, знакомишься с такими же дебютантами, и в плане обмена опытом я не знаю другого такого места, и я не был на других фестивалях, где так можно. А благодаря расширенной программе, где есть фильмы вне конкурса, актерская, сценарная лаборатории, там еще есть и мэтры, с которыми ты тоже можешь пообщаться. Мне бы хотелось, чтобы еще больше индустриальных людей приезжало, потому что говорят, мол, снимать кино некому. Но вот молодые таланты все здесь собрались. А зрителям интересно посмотреть, какое оно, новое российское кино со своим духом времени, я по отклику это почувствовал. Все открытые очень.

Текст подготовила Мария Новикова

А еще есть вот какие интервью с участниками «Одной шестой»

Призеры фестиваля - китайские кинематографисты рассказывают о цензуре на родине

Продюсер Игорь Мишин рассказывает о совместном проекте со Свердловской киностудией

Тюменский режиссер Алексей Южаков объясняет, как снять кино там, где его нет и попасть с ним в российский прокат

Больше интересного об «Одной шестой» - по хэштегу Фестиваль

РУБРИКИ

РУБРИКИ