Чёрный фон с кристаллом

Лилия Немченко — об уральской школе анимации и о том, как сделать себе имя

Лилия Немченко — об уральской школе анимации и о том, как сделать себе имя
Как развиваться, если ты хочешь работать в анимации? Как попасть на крупные студии? Как сделать так, чтобы твоя работа не ушла «в стол»? Об этом говорим с Лилией Немченко, директором фестиваля «Кинопроба», где проводилась лаборатория документальной анимации.

А мы напомним, что Свердловская киностудия принимает заявки на анимационные фильмы. Отправить сценарий можно на почту mult@sverdlovskfilmstudio.com.


Лилия Михайловна, хочу начать с вопроса, который, как мне кажется, волнует большинство амбициозных творческих людей: какие существуют способы заработать имя? Поскольку мы говорим об анимации, то, конечно, и речь пойдет об этой сфере.

Чтобы заработать имя, нужно посылать свои работы на фестивали, других способов нет. Благодаря фестивалям вас могут заметить анимационные компании или продюсеры. Например, Маша Седяева на «Кинопробе» получала Гран-при, и режиссер Алексей Федорченко взял ее к себе на студию. Она делала всю анимацию для его игровых фильмов.

На сегодняшний момент главной профессиональной площадкой российской анимации является фестиваль в Суздале. Вы бываете на этом фестивале, расскажите, что он дает?

Этот фестиваль дает очень много. Начнем с того, что если человек туда приехал, он уже больше ничем не занимается, кроме просмотров программы и участия в мастер-классах фестиваля. Для фестиваля снимают туристический комплекс в Суздале, все участники живут в одном месте и работают круглосуточно. Там всегда очень много конкурсов: студенческие работы, полный метр, коммерческая анимация, прикладная анимация.

До нынешнего года на это событие съезжались люди со всего мира: и художники, и продюсеры, и режиссеры. На суздальском фестивале все классики отечественной анимации в шаговой доступности, никакого разделения на VIP и не VIP нет, и эта абсолютно демократичная обстановка очень прельщает.

А что такое вообще фестиваль? Фестиваль — это единственная площадка, где ты можешь общаться с профессионалами, это место, где тебя замечают и дают возможность двигаться дальше, причём в жюри в Суздале всегда входит победитель предыдущего фестиваля.



Уральские аниматоры часто берут призовые места на этом фестивале. В чем их сила?

Их сила в профессионализме. Людей хорошо учат, люди хорошо учатся. И у нас в почете качественный сценарий, а это очень важно. Например, художник Алексей Караев и в прошлом, и в этом году представлял фильмы, где в основе не абстрактные вещи, а очень хороший литературный фундамент.

Вы рассказывали, что школа авторской анимации на Урале — самая сильная в России. В чем ее особенность?

Одна из сильнейших, конечно… Чтобы возникла школа, очень важна среда. Здесь была среда, и в этой среде появлялись такие режиссеры, как Дмитрий Геллер, который сейчас живет и работает в Москве, но считает себя уральским аниматором. Эта среда и связи породили какой-то энтузиазм, желание возвращаться на Урал и работать вместе.

Началась школа с выпускников архитектурного института: Оксаны Черкасовой, Алексея Караева. Они уезжали в Москву, на высшие курсы сценаристов режиссеров и попали в руки к Эдуарду Назарову, Федору Хитруку, Юрию Норштейну. Когда эти, влюбленные в анимацию люди вернулись, они организовали кафедру в архитектурной академии и работали на Свердловской киностудии.

На киностудии, к слову, была замечательная кукольная анимация, которой занимался Анатолий Аляшев. Эти мультфильмы смотрел весь Советский Союз. Здесь же работал Александр Петров. Свой выпускной фильм «Корова», который был номинирован на «Оскар», он тоже сделал на киностудии.



Если мы будем брать классиков уральской анимации, то их отличает хороший вкус, а именно вкус к хорошей литературе. Это касается всех фильмов, вплоть до сегодняшнего дня. Будь то фольклорные тексты у Оксаны Черкасовой или Достоевский у Владимира Петкевича, который здесь начинал. Для Геллера тоже очень важна литературная основа.

Если мы будем говорить о среднем поколении, то это несколько имени которые 15 лет назад произвели фурор: Зоя Киреева со своей «Девочкой-дурой» и Михаил Дворянкин с «Подарком».

К сожалению, ни тот, ни другой автор больше не работает в анимации, но оба фильма получили на фестивалях множество наград как в России, так и за рубежом. А вот Нина Бисярина, начинавшая приблизительно в те же годы, продолжает работать.

Есть ли что-то уникальное в технике уральских аниматоров?

Уникальное было у Александра Петрова, который разработал технику рисования пальцами. Как правило, для анимации очень важен рисунок. Почти всегда уральская анимация — это работа руками, работа с эскизами, с рисунком, то есть, все аниматоры умеют рисовать без всякого компьютера. Доказательством является уникальный конкурс анимационных проектов, который каждый год проводится на «Кинопробе».

Что вы думаете по поводу современной уральской анимации? Сильно ли она отличается от той, которая была 10-20 лет назад?

— Нет, отличается не сильно. Но в ней, может, есть чуть больше дерзости. А так, уральские фольклорные мотивы присутствуют и у молодых аниматоров. Видимо школа, она поэтому и школа, что у нее есть узнаваемые черты. Таких разных художников: Анну Буданову, Максима Куликова, Анастасию Соколову, — объединяет не только место прописки.



На вашем фестивале «Кинопроба» есть лаборатория документальной анимации. Как она обычно проходит?

Каждый год на фестивалях проходят мастер-классы или многодневный воркшоп. Аниматорам дается задание, а дальше они работают над этим заданием с утра до ночи. В последний день монтируют и на заключительном этапе показывают, что у них получилось.

Когда два года назад была волна ковида, Юра Богуславский с Чирковым проводили пятидневную лабораторию, посвященную пандемии. Работа выполнялась в пластилиновой технике, и потом они даже сделали фильм, который показали впоследствии на фестивале в Суздале.



Как можно попасть в вашу лабораторию?

Мастера продумывают критерии отбора и составляют анкету. Затем начинается прием заявок. Чтобы попасть в лабораторию по документальной анимации, не обязательно уметь рисовать. Самое главное, чтобы человек заявил историю, а потом ее можно будет выразить анимационными средствами.

Техник много: можно вырезать картинки из журналов, делать аппликации… Умение рисовать и монтировать мы приветствуем, но иногда хватает истории и желания.

Какие плюсы от участия в таком обучающем мероприятии?

По итогу лаборатории получаются готовые работы, которые затем могут участвовать в фестивалях. Например, у нас на фестивале проходят конкурсы проектов, в том числе питчинг проектов анимационных. Очень любопытно наблюдать, как из этих проектов вырастают уже фильмы, и часто мы их видим потом на фестивале в Суздале.

Также подобные лаборатории — тот самый шанс попасть в индустрию. На «Кинопробу» приходят продюсеры и кинокомпании, например, «А-фильм», «Снега», «29 февраля». Они оценивают конкурс проектов и лучших авторов берут к себе.


Текст: Анна Погорельская
Фото: Кирилл Кушнов, Даша Рудая, архив Лилии Немченко

РУБРИКИ

РУБРИКИ