Чёрный фон с кристаллом

Коду – год: что происходит с самым загадочным фильмом Свердловской киностудии

Коду – год: что происходит с самым загадочным фильмом Свердловской киностудии

Ровно год назад, в апреле 2022 года началась работа над документальным фильмом Свердловской киностудии «Код города Екатеринбург». Но стартовала она не с команды «Мотор!», как обычно представляется, и даже не с написания сценария, а с … социологического исследования и приглашения всех желающих попробовать свои силы на съемках картины о родном городе, независимо от того, был у них опыт кинопроизводства или только мечты о кино.


Год спустя самый необычный документальный фильм Свердловской киностудии находится на монтаже. А его создатели вспоминают пройденный путь в нашей статье.


Евгений Григорьев, сопродюсер «Кода города Екатеринбург»: «Это будет интересное зрелище»


Одним из идеологов нестандартного фильма стал режиссер Евгений Григорьев, директор по развитию Свердловской киностудии. Таким же методом – с научным бэкграундом и привлечением сталкеров-непрофессионалов – он создавал документальные картины о Первоуральске и о Ростове-на-Дону, так что в каком-то смысле дорога была освоенной.

– В случае с Екатеринбургом, я думаю, все складывается лучше и успешнее, чем на прошлых фильмах. У нас сейчас больше ресурсов, команда более опытная.

Помимо очевидного повода рассказать о Екатеринбурге в свете его 300-летия, этот проект помогает киностудии найти талантливых людей, которые в силу разных причин не могли попасть в кино. Мы предоставляем шанс заглянуть в мир, о котором они мечтали, попробовать себя на ключевых должностях в кинопроизводстве - режиссера, сценариста, оператора, режиссера монтажа, - и понять, оставаться ли в нем или лучше не связываться.

Работа над «Кодом города» идет год, и для дока это очень небольшой срок, некоторые игровые фильмы снимаются и дольше, я работал над фильмом «Про рок» больше пяти лет, например. Я надеюсь, что это будет очень интересное зрелище. Совсем скоро мы покажем трейлер.


Дарья Вахрушева, исполнительный продюсер «Код города Екатеринбург»:


– Ключевое слово проекта – живой, растущий. На протяжении года я вижу, как меняются сталкеры и меняются их замыслы. Кто-то не смог найти время для съемок по разным причинам и выбыл, кто-то остался и глубже понял себя и свои желания, потому что работа над новеллами, обсуждения с режиссером были своего рода психотерапией.

Сталкеры столкнулись с классическими трудностями съемочного процесса, многим поначалу сложно было освоить планирование съемок, и в течение нескольких месяцев почти у всех были одни и те же проблемы: забывали бронировать съемочную технику заранее и накануне съемки оказывалось, что нужную камеру или объектив забрал другой сталкер, или просили меня «срочно-срочно» сделать разрешение, потому что съемки завтра.

Для многих стало открытием то, что история, в которую уже вложены силы и время, может не получиться: или герой не раскрывается по-настоящему, или в его жизни не происходит ничего, или он вообще уехал и надо искать нового. И сами сталкеры могли разочароваться в своей истории и начать все заново. При этом им удалось сохранить «фан» от съемок: вставать в 6 утра ради кадров с рассветом или ночевать в палатке – и получать от процесса удовольствие.


Мы попросили сталкеров поделиться впечатлениями, которые они получили за год работы над фильмом.

Анастасия Андреева, сталкер:

Когда приняли мою заявку, я сначала не могла проверить, потом мне стало страшно, как будто вся ответственность свалилась на меня, и я начала сомневаться, смогу ли я сделать кино и реализовать идеи. Когда начались занятия, то стало ясно, что я попала в очень интересное место с большим количеством отзывчивых людей и что у меня все получится.

Сейчас есть некая уверенность, понимание того, что я делаю, но при этом – усталость, потому что это довольно сложный процесс, такая головоломка, в которой ты пытаешься найти истину.

Не сказала бы, что ради съемок пришлось пожертвовать чем-то. Скорее даже наоборот: я в это время нашла первую серьезную работу. Жертвовать приходилось кадрами, идеями, если что-то не работает – и это болезненный процесс.

Я получила и новый опыт, и просто человеческое общение. Пожалуй, раньше я бы не рискнула стать оператором, а на «Коде города…», мне кажется, удалось сделать кое-какие стоящие кадры.

В самых смелых мечтах мне бы хотелось стать кинорежиссером, но есть ощущение, что для этого нужно как-то вырасти, набраться опыта. Мне нравится монтировать кино: чувствуешь себя хирургом, который тонко работает с материалом, чтобы он заиграл, ожил. Так что в будущем, я вижу себя в кино, режиссером или монтажером – это было бы огромным счастьем.  

Дарья Куликова, сталкер:


На старте проекта я не ожидала, что на меня свалится столько ответственности. Да я вообще не думала, что попаду в «Код города…», так что когда прошла в проект, то была очень рада и очень вдохновлена этим.

Сейчас я более спокойно отношусь к проекту – это моя работа, так и должно быть при создании кино.

Для меня открылся новый мир, я узнала, как организуется съемочный процесс, как подбирать оборудование. Я снимала до этого только на ролики на YouTube, а тут что-то более глобальное.

За время съемок я дважды меняла сюжет своей новеллы. Первая история не сошлась, и мне стало неинтересно ее продолжать. Я ее все равно вымучивала, но ничего не получалось, и мне даже предлагали пойти в операторы. Я добилась того, что снова стала режиссером, новая история была про слепую спортсменку, но с ней тоже не вышло. Сюжет для третьей новеллы был, что называется, на виду, он про мою маму, но я сомневалась. Мне казалось, что это будет слишком легко снимать. Все будут ездить по каким-то интересным локациям, а я буду снимать свою жизнь, в которой вроде нет ничего сверхъестественного.

Что мне не дается, так это монтаж, слишком все интересно, тяжело что-то вырезать из истории. Я откладывала его до последнего, страдала и даже решила вообще уйти из проекта. Я написала Ксении Охапкиной, нашему режиссеру, но она меня уговорила остаться, сказала, что история видна и что надо продолжать над ней работать

После того, как я закончу новеллу для «Кода города», пока что кино больше заниматься не хочу. Может, в будущем отправлюсь поступать во ВГИК на режиссера или оператора, но пока попробую какие-то другие профессии.


Глеб Логвиненко, сталкер

Для меня большой радостью было попасть в проект, хоть я не знал, что ожидать от этой авантюры.
У меня был опыт съемки одного дока, но, когда нас начали обучать, я искренне обалдел. Стало ясно, что мы участвуем в чем-то по-настоящему важном и серьезном.

Сегодня у меня поменялся подход к съемочному процессу, я стал терпеливее и внимательнее, как мне кажется, понял, как планировать съемки и как формулировать свой замысел. А благодаря исследованию социологов я начал иначе осознавать себя и свое окружение, стали ясны многие наши поступки и действия как жителей Екатеринбурга.
Ради съемок пришлось жертвовать репетициями (я музыкант), встречами с друзьями, но это не ощущалось как жертва.

Моя новелла про музыку в городе, про то, что у нас есть свой фирменный Уральский звук, который отражает наш менталитет, и про то, как музыка на местной сцене, будь то подвальный рок-концерт или симфонический оркестр на площади в центре города, дает людям жизненную силу и отвлекает от рутины.

Кроме того, я стал оператором новеллы про стройотряды, и для меня это оказалось погружением в новый мир со своей идеологией и лайфстайлом. Было интересно побывать внутри этого сообщества, прожить с ними и радость и разочарование.

В какой-то момент я по-настоящему перегорел и не смог смонтировать свою историю сам, потому что запутался и в материале, и в идеях. Но я уверен, что если моя новелла в итоге войдёт в фильм, Ксения и Костя сделают круто, они настоящие профессионалы.



Более подробно о разных этапах работы над проектом можно узнать из других наших статей

Банкет по-монастырски: сталкеры рассказывают о приключениях на съемках «Кода города»

Код города мы нашли, скоро покажем в кино

Чек-ап: в каком состоянии новые проекты Свердловской киностудии

РУБРИКИ

РУБРИКИ