Чёрный фон с кристаллом

Где Свердловская киностудия и другие кинокомпании ищут животных для съемок на Урале

Где Свердловская киностудия и другие кинокомпании ищут животных для съемок на Урале

Пушистые актеры – собаки, лошади, кошки – частые работники на съемочной площадке. В советские времена таких артистов поставляла мосфильмовская зоокинобаза, содержавшаяся Госкино, сегодня – все зависит от спроса. Там, где он больше (Москва и Санкт-Петербург), можно найти и специальные питомники, и целые агентства, которые ведут мохнатых клиентов. Там, где спрос невелик (увы, на Урале тоже), налаженной инфраструктуры нет, приходится искать методом «научного тыка».

Найти на месте съемок

Исполнительный продюсер Свердловской киностудии Артем Подкорытов рассказал, как он решает этот вопрос на своих проектах:

«Животных мы обычно ищем у частных заводчиков. Однажды для съемок нам нужен был козел. Тут нас выручил цирк. Куриц и гусей можно просто купить в деревне. После съемок мы дарим их обратно хозяевам».

Росгосцирк, обладающий широкой сетью филиалов в стране (в том числе, в Екатеринбурге, Перми и Челябинске), может помочь с животными «на местах». Цирковые звери приучены к людям, уже имеют набор навыков, и могут сыграть несложную роль.


Для съемок фильма Свердловской киностудии «Длительные свидания» режиссеру Георгию Лялину понадобилась «улыбающаяся собака». Поисками занималась ассистент художника по реквизиту Дарья Кожевникова. Сначала она обыскала все питомники и обзвонила владельцев разных пород, но все безрезультатно, а время съемок приближалось.

«И вот я еду в метро –, рассказывает Дарья, – и вижу на платформе женщину-полицейского и служебную собаку. Наверное, неожиданно прозвучало мое предложение сняться в кино. Это была веселая собака, которая идеально подошла. За несколько дней до съемок хозяйка научила ее «улыбаться», а сама шутила, что это самые бесполезные команды, которым она когда-либо обучала собаку».


Если не нужны сложные трюки, то подходящего пса можно найти в племенных питомниках, на выставке собак, у кинологов. Так поступили создатели рекламного ролика компании «Брусника», в работе над которым помогала Свердловская киностудия. В кадре вместе с человеком задействован американский стаффордшир-терьер Мишаня из племенного питомника Орач Тайм.

«Простым действиям можно обучить собаку за семь-десять дней, они быстро схватывают. Все зависит от потребностей съемочной команды. Иногда собака уже обладает необходимыми скиллами, а бывает, что нужна долгая подготовка. Мишаня у нас опытный выставочный пес, можно сказать, профессиональный актер. Его навыков хватило, чтобы сыграть свою роль», – рассказывает Яна Орач, владелица питомника.


Кинолог с 16-летним стажем Надежда Мочалова тоже подтверждает эту мысль: одна из ее собак – овчарка по кличке Наган – несколько лет играет в спектакле Центра современной драматургии и снимается в кино:

«Свою собаку я не учила специально для кино и театра, я его брала для занятий спортом по специальному собачьему троеборью (следовая работа, послушание, защитная служба). Главное, она должна быть воспитана, дрессирована и обязательно социализирована. Ну и не каждая порода для этого подходит, как и не каждая собака может быть поводырем для слепых, например. Кроме того, пес должен быть генетически предрасположен к стремлению взаимодействовать с человеком. Это определяется по родителям, по родословной, по поведению.

Очень интересный опыт был, когда Наган снимался в фильме Яны Трояновой «Рядом». Съемки были 5 дней с утра до вечера, съёмочная группа была из Москвы: несколько камер, звукорежиссер, осветители, гримеры – в общем все, как в большом настоящем кино».


Надежда Мочалова отмечает, что Нагану нравится быть на сцене и на съемках, принуждать своего питомца к кинокарьере она, конечно же, не стала бы. В 2022 году Наган снялся еще в двух короткометражных картинах.

Еще одни востребованные животные в кадре – лошади.

Для масштабного исторического экшена «Сердце Пармы», съемки которого проходили в Перми в 2020 году, задействовали местных, в числе прочих – «воспитанников» Юго-Камского спортивного конного клуба. В кадре появились 33 лошади этой фермы, которые достойно отработали в кадре, вместе со своими всадниками.


Или привезти из столицы?

В целом, это обычная практика для кинематографистов, снимающих в регионах.

Например, для семейного фильма «Чук и Гек. Большое приключение», съемки которого тоже проходили в Пермском крае, местных сил не хватило, двух хвостатых актеров везли из столицы, с конной базы «Храброво».

«Режиссеру требовались спокойный упряжной и серый красивый конь, на котором должен был сидеть красноармеец. Таких в Перми не нашли, обратились к нам. Лошадей отвозили на спецтранспорте, с каждым ехал коновод. Пожалуй, это самая восточная командировка наших подопечных», - рассказал Александр Винницкий, директор «Храброво».


«Артисты» из «Храброво» снимаются в фильмах и сериалах с середины 2000-х и пользуются большим спросом. По словам Винницкого, здесь специально обучают своих лошадей работе в кадре и всего таких конных баз не больше пяти в Москве. И, по факту, на всю киноиндустрию.

Для фильма «Подельники» режиссера Евгения Григорьева собаку привезли из Крыма, но это случилось скорее из-за форсмажорных обстоятельств.

«Луна – крымская девчонка, почти волк – попала в минус 30, ей было очень трудно, но она героически справилась. Чувствует себя сейчас хорошо, по словам хозяйки. Конечно, это был трюк – привезти собаку из Крыма, но те собаки, которые должны были играть, ушли сниматься в другой проект, и мы срочно за 2 недели до «мотора» искали замену», – вспоминает Григорьев.


Искать хвостатого актера в одной из двух столиц придется, если в кадре потребуются более сложные трюки: притвориться мертвым, смущенно прикрыть морду лапой или эффектно упасть. Например, в фильме «Елки лохматые» специально обученный пес должен был запрыгнуть на кровать, взять зубами краешек пледа и накрыться им.

Этот трюк проделывала хвостатая актриса бордер-колли Айса из питерского питомника «Animal Art», которое уже двадцать лет готовит животных для работы в кадре. Сейчас в числе хвостатых (и не очень) актеров 30 собак разных пород, кошки, птицы, рептилии и даже сельскохозяйственные животные (для создания деревенской атмосферы, например).


Александра Степанова, ведущий дрессировщика «Animal Art», режиссер по работе с животными, рассказывает, как проходит подготовка:

«Наша самая любимая, благодарная и интересная работа с собаками, кошками, врановыми птицами и попугаями. Это настоящие «партнеры» по съемкам. У них высокий уровень интеллекта, и они сами с большой охотой идут на контакт.

Мы берем животных совсем маленькими и готовим их по специальной программе. Обучение занимает полтора-два года ежедневных тренировок, животные должны запомнить около 200 команд. Такая подготовка сильно облегчает съемочный процесс, ускоряет и удешевляет его, позволяет людям в кадре сосредоточиться на своих задачах. Еще важный момент – такие животные привыкли к съемкам, суматохе, напряженной обстановке и большому количеству людей.

Бывает, что режиссер уже выбрал конкретное животное, тогда приходится готовиться в ускоренном режиме. Так было с фильмом «Пальма». Уже взрослую собаку в течение 2,5 месяцев мы готовили к съемкам. Это сложнее и для животного, и для дрессировщиков.

В работе с дикими зверями или насекомыми, которые дрессировке не поддаются вообще, мы опираемся на знания об их поведении. Например, работе с насекомыми используют запахи».

От редакции: при работе над этим материалом мы столкнулись с той же самой проблемой, что и кинематографисты: в регионах не единой базы владельцев и питомников, чьи животные способны работать на площадке. Согласитесь, так проще было бы и киногруппам, и заводчикам.

Еще по теме:

Все фильмы, вышедшие в 2022 году, которые были сняты на Урале

СК-Дайджест: Школа кино 2023, новые съемки и фестивали

Как попасть в кино: четыре истории выпускников Школы кино


РУБРИКИ

РУБРИКИ