Чёрный фон с кристаллом

Интервью с китайскими кинематографистами - победителями фестивале «Одна шестая»

Интервью с китайскими кинематографистами - победителями фестивале «Одна шестая»

Китайская режиссерка Чжан Вэнчэн стала обладателем приза фестиваля «Одна шестая» в номинации «Зарубежный неигровой дебют» за свою картину «Долгая дорога домой» - честный и откровенный рассказ о трех поколениях своей семьи, живущих под одной крышей. 

Неподвижная камера бесстрастно фиксирует ежедневные бытовые ритуалы, разговоры ни о чем, рабочие моменты, многочисленные ссоры и выяснение отношений – чтобы выложить такие интимные подробности жизни необходима большая смелость и, может, еще большее желание разобраться в корне семейных проблем.


Мы поговорили с Вэнчэн и ее партнером Юэ Хуангом, который работал над фильмом в качестве режиссера монтажа, о том, как снимать кино о семье и как работать в условиях китайской цензуры.

- У вас получилось очень смелое кино, видели ли его ваши родные?

- Они еще не видели, они знают, что такая картина есть, они понимают, почему я ее сняла, но скорее всего они не станут ее смотреть.

- Почему вы решили снимать именно эту историю?

- Я долгое время пыталась ответить себе на вопросы о том, что случилось с моими родителями, с их отношениями, почему так себя ведут, что происходит с моими собственными отношениями, я тоже упоминаю об этом в фильме. И когда я училась два года в киношколе в Чикаго и потребовалось снять учебный проект, то у меня появилась идея воплотить эти размышления в фильме.

Я долго думала, как сделать этот фильм, потому что это не так просто, но придумав идею, я нашла и мотивацию, и способ снять кино. Нас всех беспокоит то, что происходит с нами в повседневной жизни, и, возможно, как раз стоит начать с тех событий, которые происходят с нами и близкими нам людьми.

- Какие сложности возникли в процессе съемок?

- Самое сложное видеть те эмоции, которые возникали у семьи во время съемок, потому что семья не понимала, что я делаю, почему ставлю камеру в разных комнатах в доме и что хочу делать в итоге. Возможно, как и я сама не очень понимала в процессе, но когда я завершила работу над фильмом, то получила ответы на все вопросы и справилась со своими эмоциями.

- Вы снимаете в Китае, но учились кино в Чикаго, считает ли вы себя китайским режиссером или может быть американским?

- Значительно важнее снимать фильмы и просто быть режиссером, чем принадлежать к какой-то национальности, важно сделать хороший фильм и неважно при этом какую страну представлять. Сегодня для кинематографистов есть два пути: индустриальный и независимый. Мы независимые, для нас важны смыслы и то, что мы говорим в своем фильме, но выбирать страну я не хочу. Потому что в Америке тоже есть индустрия, это Голливуд, где режиссеры делают массовое кино, а не ищут свой собственный путь.

У нас есть только маленькие бюджеты, так что приходится быть более креативными, чтобы создавать собственное кино.

Юэ Хуанг: «Мы представляем новое поколение китайских кинематографистов, которое появилось после того, как Китай открыл себя миру, мы получили возможность путешествовать и обучаться за границей. Мы обучались в Чикаго, и когда вернулись в Китай, то не стали встраиваться в систему, снимать фильмы для телевидения, работать на пропаганду. Мы приняли решение делать свое кино, пришлось уйти в независимое производство».


Чжан Вэнчэн: Я думаю, мой следующий фильм не будет подвергаться цензуре в Китае, на самом деле, не так уж и сложно ее обойти. Но вот «Долгая дорога домой» в Китае скорее всего не выйдет, потому что в фильме речь идет о слишком личных подробностях жизни, а это китайской публикой не привествуется . Но вообще, я не считаю себя достаточно профессиональной, чтобы судить о цензуре, потому что мы с ней практически не сталкивались, мы не были в системе. 

- Как прошло обсуждение вашего фильма с российским зрителем на «Одной шестой»?

- Я счастлива поделиться своим фильмом с публикой в другой стране. Нашу картину уже показывали в России на Московском фестивале документальных фильмов, но тогда мы не смогли туда поехать из-за коронавирусных ограничений. В этот раз мы на фестиваль попали, я счастлива

Мне было очень интересно услышать русскую речь и поделиться чувствами. Во время просмотра и обсуждения я ощущала, что люди в зале переживали ситуации похожие на те, что показаны в фильме. Обсуждение получилось очень интимное, когда люди рассказывали о своих проблемах и поддерживали меня.

Еще по теме фестиваля:

Режиссер Алексей Южаков о том, как снимать кино там, где его не было раньше

Смотрим фото и видео с церемонии открытия Второго фестиваля «Одна шестая»

Читаем дневники Второго кинофестиваля «Одна шестая»

РУБРИКИ

РУБРИКИ