Опыт: как успешно пройти питчинг в министерстве культуры
Спойлер: сделайте это совместно со Свердловской киностудией.
На днях стали известны результаты конкурсного отбора фильмов, которые получат финансовую поддержку Министерства культуры РФ. Из девяти проектов, представленных Свердловской киностудией, экспертный совет ведомства одобрил семь:
-
романтическое роуд-муви «Втроем» ;
-
драма «Длительные свидания»;
-
документальный полнометражный фильм «Наперекор»;
-
короткометражный дебютный док «Кобот»;
-
документальный короткий метр «Для своих»;
-
документальная короткометражка «Один в лётном поле»;
-
анимационная короткометражка «Лакрифагия».
Евгений Григорьев, зам директора по развитию Свердловской студии, считает, что все проекты были представлены на достойном уровне:
- В этом году студия решилась на своего рода эксперимент: в апреле мы объявили открытый набор заявок документального кино, выбрали из полученных лучшие и поместили в «ДОКинкубатор», такое ноу-хау Свердловской киностудии. С участниками этого «инкубатора» работали известный продюсер Евгений Гиндилис и режиссер Алексей Ханютин, председатель Гильдии неигрового кино. На онлайн-занятиях они помогли нашим авторам вырастить свои идеи до полноценных замыслов. Кроме того, участникам здорово помог интенсив «Искусство питчинга», организованный Министерством культуры, в котором я принимал участие как тьютор документальных проектов. За три дня интенсива авторы сделали просто невероятный рывок для того, чтобы успешно пройти питчинг.
В общем, эксперимент этот можно признать успешным, в следующем году перед питчингом минкульта мы его повторим, заявки с творческими документами можно присылать уже сейчас на doc@sverdlovskfilmstudio.com с пометкой Для ДОКинкубатора.
Григорьев также отметил, что третий игровой фильм «Viva, небо!», представленный студией и не прошедший отбор, был подготовлен на высоком уровне, однако авторы не справились с подачей материала на питчинге.
Режиссеры, успешно прошедшие защиту своих проектов в Минкульте, поделились с нами опытом.
Александра Сарана, режиссер фильма «Втроем»:
- Этот фильм мой режиссерский дебют, мы два года готовили сценарий вместе с продюсерами. Думаю, если бы не поддержка Ольги Ерофеевой-Муравьевой и Евгения Григорьева, мы вряд ли бы довели сценарий до реализации. Мне очень сильно помогла над программа подгтовки к питчингу в Москве «Искусство питчинга», я на ней серьезно доработала свою презентацию. И конечно, самое важное верить в историю и гореть ей, тогда ей загорятся и все, с кем ты соприкасаешься.
Анна Евдокимова, режиссер фильма «Кобот»
- Это мой дебют во всех смыслах, я в апреле познакомилась с героем своего будущего фильма, а после увидела объявление студии о приеме заявок - и решила подать заявку. За это время с моей работой произошли глобальные изменения: сначала 50% я переделала после того, как отучилась на «ДОКинкубаторе», еще 50% - после интенсива в Москве. Но пожалуй, если бы не «ДОКинкубатора», вряд ли мы бы вообще дошли до конкурсного отбора.
Для себя я вынесла три правила презентации проекта на питчинге: во-первых, быть ясным, кратким и актуальным, во-вторых, любить свое кино и своего персонажа, в-третьих, брать идеи, которые интересны только тебе.
Роман Салахутдинов, сценарист фильма «Для своих»:
- За то время, что мы работаем над этим проектом в компании Big Bag Film, он заметно трансформировался, мы несколько раз подавали заявки на гранты, но каждый раз чего-то не хватало. В апреле мы познакомились со Свердловской киностудией и там предложили подавать заявку в минкульт совместно. Нам помогли и в творческом плане, после серии мастер-классов после комментария и помощи Евгения Григорьева история буквально преобразилась. Мы, ребята с немалым опытом, смогли научиться новому, что помогло нам усилить ядро истории и превратить историю в кино, которым все загорелись и которое понравилось в Минкульте.
Может это прозвучит по-голливудски, но главное - никогда не сдаваться. Мы прошли через много отказов, но в итоге победили на важном конкурсе. Кроме того, идеальных историй не бывает, все можно исправить и улучшить.
Мария Васенина, режиссер полнометражного неигрового фильма «Наперекор»:
- Я десять лет занимаюсь неигровым кино, ДОКинкубаторе Свердловской киностудии, а затем и в семинаре «Искусство питчинга» стало полезным опытом и перезагрузкой. Это в первую очередь практические навыки, в нем принимали участие даже модераторы питчинга, которые давали полезные советы по таймингу. Мы очень много репетировали, даже получилось прогнать питчинг в условиях, приближенных к боевым - на сцене в Минкульте.
Питчинг важен тем, что ты должен четко и жестко сформулировать замысел фильма, его конфликт, объяснить, почему посторонние люди должны посмотреть твое кино.
И конечно, очень важна была подготовка, которую с нами провели на Свердловской киностудии, это и занятия «ДОКинкубатора», и наставничество продюсеров Ольги Ерофеевой-Муравьевой и Евгения Григорьева. В итоге, насколько я знаю, экспертный совет отозвался очень высоко обо всех представленных проектах киностудии.
Предполагается, что все выигравшие конкурс проекты будут запущены в 2023-24 годах.