Евгений Григорьев: «Главные вызовы киноиндустрии – искусственный интеллект и отсутствие кадров»
Режиссер и директор по развитию Свердловской киностудии Евгений Григорьев дал интервью генеральному информационному партнеру фестиваля «Одна шестая» порталу News.ru об итогах киносмотра и будущем индустрии в целом.
Публикуем наиболее важные цитаты.
О росте фестиваля «Одна шестая» за три года
- Во-первых, и нужно это сказать прямо: если бы не совместная финансовая и административная поддержка сразу двух Министерств Культуры – федерального и регионального – то вряд ли фестиваль такого уровня был бы возможен. Во-вторых, на мой взгляд, все стало более собранным. Легче стало, потому что пошел информационный ток. Если смотреть в цифрах – по охвату в СМИ мы выросли раз в 20, в людях, по самым скромным подсчетам, в 5 раз. Наглядный пример – регистрация на открытие была закрыта за две недели до события.
Сложнее стало, потому что он третий, первый всегда делать проще, потому что не знаешь, куда идешь. Но спасибо людям. Это фестиваль, созданный из записных телефонных книжек, где есть неравнодушные коллеги и друзья. Ребята – Володя Битоков, Костя Статский, Егор Москвитин – это все про дружбу и профессию, а не про деньги. Да и я сам чувствую себя на своем месте – уехал поступать во ВГИК из стен Свердловской киностудии, и сейчас, по сути, возвращаю свой долг перед альма-матер. Я считаю, что это по-человечески правильно, поэтому все получается.
Об окне возможностей
- Национальная кинематография растет, это же очевидно. Нам сейчас не хватает системного подхода, не хватает оборудования, инфраструктурных решений, как в производстве, так и в прокате. Вся техника импортная, а для запуска импортозамещения не хватает объема внутреннего рынка. Чтобы развернуть систему нужен спрос, нужно делать продукцию world wide.
Очень не хватает кадров, причем всех, кто написан в титрах. Кадровая проблема у нас наблюдается повсеместно, но в условном Росатоме есть ощущение надежности и стабильности заработка, а у нас сплошная тревожность и неизвестность.
При этом мы видим практически взрывной рост производства. Возможно, потому что освободилась ниша, поскольку кинотеатры перестали заполняться картинами из недружественных стран. Окно возможностей действительно открылось, главное в него не выброситься.
У нас нет серверов, нет кинокамер, штативов, света. У нас только реальность своя, зато какая. Реальность, в которой за последние 250 лет происходило столько всего, что мы даже пока не начали осмыслять. На всей планете ни с одной страной такого количества драматических событий не происходило. Мы как трудоголики, которые не успевают отрефлексировать успех или провал. А кинематограф - это вполне себе способ рефлексии.
О чем кино говорит сегодня
- По дебютам отследить тенденцию-2024 сложно, потому что на дебютах запрос общемировой и вечный – неравенство всех видов, насилие и экология. Во всем мире дебютанты кричат: «Что вы делаете с моей планетой, мне на ней жить»!
Если говорить о нашей стране и о герое, которого зрители хотят видеть, это созидающий человек. Человек труда, с которым хочется жить в одной стране, который попадает под определение «годный». У которого руки не из бедер растут, и есть совесть, которая и производит смыслы.
О главном вызове в профессии
- Искусственный интеллект и отсутствие людей. Если мы с помощью ИИ закроем дырку в демографической яме, не станем его рабами, а он станет нашим помощником, мы многое преодолеем.
О главном векторе развития киноиндустрии
- Повторюсь, не выпасть в окно возможностей. Не пытаться сделать из культуры исключительно доходный дом. Да и невозможно это попросту. В Китае после ковида осталось 68 тысяч кинотеатров, если на них полтора часа просто показывать “нечто” все равно найдется 1,5 млн китайцев, которые будут это смотреть и в этом “нечто” все равно будет какая-то экономика. В России всего около 6 тысяч экранов.
Конечно, и в культуре должна быть экономика. Но надо помнить, что наша страна существует в том числе потому, что есть система репертуарных театров, библиотек, краеведческих музеев, сельских домов культуры, которые государство оплачивает и отапливает. Они тоже формируют культурный контекст, в котором мы живем.
Есть такая легенда. Черчиллю в 1943 году принесли бюджет Великобритании. Он его пролистал и спросил:
- А где культура?
- Так война же, Уинстон, – ответили ему.
- А за что тогда мы воюем?
Что еще почитать о Свердловской киностудии
Дневники Третьего фестиваля «Одна шестая»